Взятки потеряют смысл, а наказание за преступления станет неизбежным.

Чтобы чиновники перестали брать взятки, нужно обеспечить две вещи: неотвратимость наказания и невозможность потратить незаконно нажитые деньги. Этой логике следует инициатива Президента России Владимира Путина, воплощённая в виде трёх законопроектов. Все они 31 марта были внесены в Государственную Думу, и уже в мае депутаты планируют заняться их рассмотрением.

Увольнение не спасёт

В парламенте предложенные меры назвали беспрецедентными. Сложно по-другому назвать идею президента проверять расходы должностных лиц даже после их увольнения. Речь идёт о контроле сделок по приобретению недвижимости, яхт, автомобилей и ценных бумаг. Проверять каждую сделку, совершённую за последние три года «в должности», будут, если их общая сумма превысит официальный доход семьи чиновника.

По действующему порядку такой контроль осуществляется только в период замещения должности, причём проверку проводит антикоррупционное подразделения структуры, в которой работает должностное лицо. В проектируемой норме есть два важных нововведения: после увольнения должностного лица все материалы о его расходах передаются прокуратуре, которая в течение шести месяцев будет проверять эти расходы.

Впоследствии срок проверки уволенных чиновников может увеличиться, допустил в беседе с «Парламентской газетой» зампред Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев. «Законодательство выстраивается из практики применения законов. Если практика покажет, что сроки нужно увеличить, то всегда можно внести поправки», — отметил сенатор. При этом он предостерёг, что любое действие порождает противодействие: «Любой шаг государства всегда изучается недобросовестными лицами, они ищут лазейки и другие подходы».

Взятки теряют смысл

Если должностное лицо не сможет доказать, что его новый дом или внедорожник куплен «на одну зарплату», то имущество будет изъято в пользу государства. И это вторая важнейшая новелла предложенной президентом антикоррупционной реформы: взяточник будет лишён всех благ, полученных незаконным путём. «Потенциальная угроза изъятия у должностного лица имущества, приобретённого на незаконные доходы, выступает мерой превенции, поскольку, осознавая бессмысленность такой покупки, коррупционное поведение становится бесперспективным», — отмечал по этому поводу в интервью «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

Если же чиновники попытаются продать или испортить незаконно нажитое имущество, то и здесь у них ничего не выйдет: законопроект в подобных случаях предлагает обращать в доход государства сумму, эквивалентную его стоимости. К слову, предложенная практика обращения «борзых щенков» в пользу государства согласуется с признаваемыми на международном уровне стандартами борьбы с коррупцией, отмечали парламентарии в ходе ознакомления с инициативой.

Предъявите счёт

«В нашей стране антикоррупционное законодательство на протяжении многих лет было, мягко говоря, несколько неэффективно. И этот пакет документов позволяет контролировать любого как чиновника, так и бизнесмена», — оценил масштаб президентских инициатив Алексей Кондратьев.

Усиление контроля за финансовой деятельностью, имеющей отношение к госструктурам, — одна из сверхзадач «антикоррупционной реформы» Владимира Путина. Например, антикоррупционные подразделения госорганов смогут получать от российских банков сведения об операциях, счетах и вкладах физических и юридических лиц. Осознавая бессмысленность такой покупки, коррупционное поведение становится бесперспективным.

Получать эту информацию смогут также руководители госкорпораций и государственных внебюджетных фондов. По словам координатора проекта ОНФ «За честные закупки», члена Комитета Госдумы по финансовому рынку Антона Гетты, раньше справки о наличии счетов или вкладов могли получать только контролирующие органы. «А сейчас компании сами смогут проверять сотрудников и получать данную информацию, и, следовательно, более эффективно выстраивать работу по борьбе с коррупцией — выявлять нарушения и привлекать к ответственности в рамках действующего законодательства», — подчеркнул депутат.Получатели информации о счетах и вкладах будут обязаны сохранять банковскую тайну и использовать её только в рамках антикоррупционной проверки.

Как привлечь взяточника: новые пути

Большой массив поправок в федеральные законы предполагает усовершенствование механизмов привлечения к ответственности граждан и организаций, совершивших коррупционное преступление. Так, в законопроекте детализированы процедуры, права и обязанности прокуроров, которые позволяют выявлять и принимать меры в отношении должностных лиц, которые не представили сведения, доказывающие легальный способ приобретения имущества.

Одно из важных нововведений — унификация и упрощение порядка привлечения к ответственности взяточников (кроме уволенных в связи с утратой доверия), которые признают факт содеянного. Для взыскания будет достаточно доклада антикоррупционного подразделения прокуратуры, в котором будут изложены фактические обстоятельства правонарушения и письменные объяснения провинившегося сотрудника. При этом устанавливается единый срок давности для таких нарушений — три года со дня предоставления или получения взятки.

А юридические лица, которые будут содействовать раскрытию преступлений на почве корысти, могут даже рассчитывать на освобождение от ответственности. К слову, на рассмотрении Госдумы сейчас находится похожий законопроект: он гарантирует должностным лицам, сообщившим о факте взятки, защиту государства, в том числе по программе защиты свидетелей.Законодатели рассчитывают, что все эти поблажки для сознательных и раскаявшихся граждан и организаций улучшат раскрываемость коррупционных преступлений.

Корыстные организации лишатся имущества

Один из антикоррупционных законопроектов президента вносит поправки в Кодекс об административных нарушениях по части взыскания штрафа с организаций, попавшихся на подкупе должностных лиц. Предлагается ввести новую меру обеспечения производства — арест имущества юридического лица. Стоимость арестованного имущества не будет превышать максимальный размер штрафа (стократный размер взятки). Принимать решение о такой мере может только суд на основании мотивированного ходатайства прокурора, а на случай отсутствия имущества предусмотрен арест банковских счетов организации.Законодательство выстраивается из практики применения законов. Если практика покажет, что сроки нужно увеличить, то всегда можно внести поправки.

Данная мера — ещё одна гарантия неотвратимости наказания для компаний, которые привыкли решать свои проблемы нечестным путём, подчеркнул депутат Госдумы Антон Гетта. «Недобросовестные юридические лица предпочитали беспрепятственно выводить активы и банкротиться», — рассказал он, поясняя, как фирмы избегают наказания за взятки. По его словам, проектируемая норма позволит прикрыть эту лазейку и повысить эффективность взыскания. Как отмечал в интервью «Парламентской газете» сенатор Андрей Александрович Клишас, все предложенные президентом законопроекты содержат необходимые гарантии для защиты от необоснованных ограничений прав. Например, юридическим лицам оставлено право обжаловать арест имущества.

Жёсткие ограничения для чиновников не только юридически, но и социально оправданы. Контроль за расходами уволенных чиновников и обращение в доход государства их имущества, если законность его покупки не подтверждена — только часть предложений президента Владимира Путина, которые он внёс в Госдуму 31 марта. Насколько эти меры помогут побороть коррупцию, каковы конституционно-правовые аспекты этих поправок, пояснил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

- Андрей Александрович, в Государственную Думу внесены законопроекты, предусматривающие поправки в 17 законов. Какие существенные изменения, на ваш взгляд, должны произойти в случае их принятия?

Предложенные поправки свидетельствует о принятии государством беспрецедентных мер по предотвращению и пресечению коррупционных деяний. Из их числа — возможность осуществления контроля за расходами уволенных должностных лиц, а также обращения в доход Российской Федерации как имущества, законность средств на приобретение которого не подтверждена, так и денежной суммы, эквивалентной его стоимости. Предлагается новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении — арест имущества юридического лица. Потенциальная угроза изъятия у должностного лица имущества, приобретённого на незаконные доходы, выступает мерой превенции, поскольку, осознавая бессмысленность такой покупки, коррупционное поведение становится бесперспективным.

Значимым представляется также установление оснований для освобождения от ответственности юридических лиц, совершивших противоправные деяния, которые содействуют выявлению и раскрытию коррупционных деяний. На рассмотрении Государственной Думы также находится внесённый Правительством законопроект о дополнительных гарантиях защиты физических лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях. Данные законодательные меры должны способствовать расследованию коррупционных деяний.

Кроме этого, для выявления должностных лиц, которые не представили сведения, подтверждающие приобретение имущества на законные доходы, и принятия мер в их отношении, предлагается законодательно установить чёткую процедуру, права и обязанности прокурора и должностного лица. Также предлагается упростить порядок привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности в случае признания ими факта совершения правонарушения и установить единый срок давности для применения взысканий — не позднее треё лет со дня его совершения.

- Почему, с вашей точки зрения, предложена такая детализация процедур по противодействию коррупции в федеральном законе?

- Эти законодательные меры нацелены на закрепление гарантий неотвратимости наказания за коррупционные деяния. Вместе с тем поправки, предусматривающие последовательное развитие действующего регулирования, по существу содержат ограничение имущественных прав. Возможность таких ограничений допускается только федеральным законом.

Изъятие имущества, имеющего незаконное происхождение, является правомерным вмешательством государства в осуществление прав, поскольку преследует законную цель — борьбу с коррупцией. Определяя критерии допустимости ограничений, Конституционный Суд неоднократно указывал на то, что цели таких ограничений должны быть не только юридически, но и социально оправданны, а сами ограничения — адекватны этим целям и отвечать требованиям справедливости.

Изъятие имущества, имеющего незаконное происхождение, является правомерным вмешательством государства в осуществление прав, поскольку преследует законную цель — борьбу с коррупцией. Во исполнение постановления Конституционного Суда (прим. ред. от 29 ноября 2016 года № 26-П) поправки предусматривают особенности обращения взыскания на имущество при выявлении незначительного расхождения размера расходов, что исключает возможность несоразмерного ограничения конституционных прав.

Урегулирование процедур по привлечению к ответственности и детализация полномочий всех участников, предусмотренные законопроектом, направлены, в том числе, на обеспечение соблюдения конституционных прав. В этих целях поправки также предусматривают право обжалования юридическим лицом принятого решения. Наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, допускается только в случае отсутствия у юридического лица иного имущества.Законопроекты содержат необходимые гарантии для защиты от необоснованных ограничений прав.

- Какие есть конституционно-правовые предпосылки для введения столь существенных требований и ограничений?

- Законодатель, создавая правовые механизмы, способные охранять от злоупотреблений и криминализации публичной власти, согласно правовым позициям Конституционного Суда, вправе устанавливать повышенные требования к должностным лицам. Как следует из данных позиций, государство вправе и обязано принимать все необходимые для эффективного противодействия коррупции правовые меры, направленные на предупреждение незаконного обогащения лиц, осуществляющих публичные функции. Законопроекты содержат необходимые гарантии для защиты от необоснованных ограничений прав.

Данные обстоятельства предопределяют возможность установления не только обязанности должностных лиц по декларированию доходов, контролю за расходами, но и обязательность взыскания имущества, законность средств на приобретение которого не подтверждена. Тем более что такая возможность согласуется с признаваемыми на международном уровне стандартами борьбы с коррупцией. Предлагаемые поправки соответствуют Конституции РФ и постановлениям Конституционного Суда.
Парламентская газета