Новый "Цифровой Индификатор" – еще одна гримаса российского «цифрового государства».

Предлагаю статью моего товарища и члена правления Центра ЭАЦ «Модернизация» Владимира Анатольевича Кашина, д.э.н., государственного советника налоговой службы II ранга. Надеюсь, она будет интересна читателям сайта.

Главная проблема нашей государственной власти состоит в том, что у нее слишком много денег и она не знает что с ними делать.

Поэтому в любом новом проекте, который затевает власть, первым пунктом в плане работ всегда стоит: потратить как можно больше денег.

А вторым пунктом также всегда следует: создать такую структуру управления этим проектом, которая требовала бы все новых и новых бюджетных затрат.

Приведем простой пример: уже многие годы мы тратим многие миллиарды рублей на модернизацию учета и оценки объектов недвижимости. В этом деле заняты тысячи работников, созданы три или даже больше новых ведомств, а нерешенных проблем с каждым годом все больше и больше. И даже президент недавно по этому поводу сказал: мне говорили, что все здесь в порядке, а почему народ тогда жалуется?

А вот как с этим же вопросом поступили в Швеции: сделали электронные карты местности, нанесли на них, в привязке к географическим координатам, все объекты недвижимости, известили их собственников.

И все это сделало агентство со штатом не более 200 работников. С тех пор, уже более десяти лет, это агентство работает на самоокупаемости и даже приносит государству некоторую прибыль. И - никаких жалоб и никаких очередей!

То же самое шведы предлагали сделать и нам. Наши власти отказались. Теперь шведы внедряют аналогичные системы в разных странах Азии, Африки и Латинской Америки. И хорошо зарабатывают на этом.

И вот новый проект – сквозного «Цифрового идентификатора» (ЦИ). Единый номер на всю жизнь! Разумно? Конечно, в других странах давно так и сделали.

Теперь – наш вариант. Оказывается, это номер – «не вместо», а в дополнение: «для связи информации о номере паспорта, а также пенсионного и страхового удостоверения».

По счету – это десятый (или больше!) номер для каждого гражданина. Кроме упомянутых трех, есть еще: номера свидетельства о рождении, социальной карты, водительских прав, трудовой книжки, профсоюзного билета, военного билета, удостоверения ветерана труда, загранпаспорта, и т.д.

Кроме того, при замене обоих паспортов их номера всегда меняются. А поскольку с этими паспортами человек совершает разные действия – покупает квартиры, автомашины, открывает счета в банках, берет кредиты, и т.д., то с каждой сменой паспорта у него возникают проблемы с обязательным изменением номера исходного документа.

С новым ЦИ жизнь нашего гражданина станет еще веселее: с заменой каждого документа ему надо будет дополнительно еще извещать оператора ЦИ. Что это будет новая контора и что она не будет этого делать в автоматическим режиме – в этом можно не сомневаться.

И теперь – для чего все это устраивается?  «Для сведения воедино информации, которую гражданам приходится представлять в процессе документооборота с органами власти, инвесткомпаниями и банками».[1]

И при этом, как всегда – ссылка на «прогрессивный зарубежный опыт».

Но почему бы, прежде чем изобретать новый ЦИ, не подумать об упрощении – или даже отмене, в отдельных частях – самого этого «документооборота»?

Вот, давайте, возьмем этот зарубежный опыт. Внутренних паспортов в развитых странах вообще нет, а загранпаспорта выдаются по требованию, и с единым «навсегда» номером. В США нет ЦИ, но есть единый номер по налоговому ведомству и по социальной службе. И он – один и един для всех прочих государственных органов. И «документооборота номеров» у них нет и не требуется.

В Европе – одна карточка удостоверения личности и свобода перемещения по всем странам. Ни внутреннего, ни загранпаспорта не требуется. В Швеции – единый номер и карточка с этим номером выдается непосредственно налоговыми органами. Эта же карточка и есть единое удостоверение личности гражданина.

Сейчас все эти карточки «чипуются» и в их «чип» заносятся биометрические данные гражданина. И эти же данные заносятся в общую базу данных населения страны. Поэтому и карточка, и сама личность ее держателя легко проверяются – простым обращением в эту общую базу данных. И – никакого «документооборота» и никаких документов или «заверенных нотариально» копий документов!

Нам это, понятно, не подходит. Куда нам тогда девать чиновников, проверяющих и сверяющих горы документов. Например – при продаже или ином распоряжении объектами недвижимости. Кто этим занимался, тот знает, что это такое.

Но вот практика той же Швеции. Покупатель и продавец заходят в офис Кадастра недвижимости, заполняют в нем форму купчей, с указанием в ней своих личных данных и объекта сделки, подписывают и передают этот документ сотруднику офиса. Все! Через неделю-две из Кадастра могут запросить продавца, действительно ли он совершает данную сделку.

Затем вносятся соответствующие изменения в базе данных Кадастра и Налоговой службы и об этих изменениях затем сообщается обеим сторонам сделки.

А сейчас даже и в офис Кадастра ходить не нужно, все можно сделать прямо из дома – заполнить форму и отправить ее на регистрацию через Интернет. И затем ждать подтверждения регистрации сделки. Или самому потом зайти в базу данных Кадастра и убедиться, что все в порядке.

И никаких нотариусов, риелторов, агентов-посредников, посещения контор, получения справок БТИ, коммунальных служб, налоговых органов, и т.д. Если какие-то документы и нужны, то они крутятся внутри государственных органов и гражданина они никак не касаются.

Также и в отношении налогов. «Фискальные» оценки объектов недвижимости берутся с рынка – из данных, указываемых при совершении сделок, и, как правило, они составляют не более 40-50 % от текущих рыночных цен. Поэтому никто их и не оспаривает. Для наших налоговых органов откроем небольшой секрет: налог в 1 % от «целой» суммы дает ту же величину налогового дохода, что и 2 % от половины этой суммы.

И это – первое упрощение. Налоговой службе вовсе не нужно искать «последнюю новую рыночную цену объекта», достаточно старой, пусть и отстающей от цены «на сегодняшнее утро». И не надо ее вообще искать, достаточно взять аналог из совершенных ранее сделок.

Второе упрощение – для налога на недвижимость в Швеции не надо составлять отдельную отчетность, это налог просто включен в единую декларацию граждан по подоходному налогу.

И есть еще и третье упрощение: эту единую декларацию, по обоим налогам, за налогоплательщика составляет само налоговое ведомство. Оно же и присылает ему эту уже заполненную полностью декларацию. Налогоплательщику остается только прочитать ее, подписать и отправить обратно.

Раньше все это делалось на бумаге и с использованием услуг почты. Потом – по Интернету и с использованием электронной подписи. Сейчас подтверждение можно отправить и простым звонком по телефону.

Да, можно сказать: все это – там, нас это никак не касается. Нет, касается. Во-первых, касается тех, кто имеет недвижимость в этих зарубежных странах.

Во-вторых, касается тех, кто имеет счета в банках этих стран. А сейчас без такого счета (без карточки или без чековой книжки по этому счету) во многих странах нельзя арендовать автомобиль, снять жилье, и даже купить билет на самолет или на поезд. 

И теперь это касается любого, кто по каким-либо причинам, частным или служебным, посещает зарубежные страны. Без виз нас туда не пускают, а визы сейчас многие страны выдают только при условии «съема» полных биометрических данных заявителя. 

И что в итоге мы имеем?  Наши власти вводят новый – уже десятый, или больше  – номер для учета граждан. Но они по-прежнему в тупике – все еще продолжают бороться с поддельными паспортами, фальшивыми справками о регистрации, с жуликами-нотариусами и с коррумпированными чиновниками, выдающими липовые справки.

И они открыто признаются, что не знают, где живут реально мигранты, чем занимаются у нас в стране миллионы своих и чужих граждан, где гуляют украденные паспорта и где искать настоящего собственника международного аэропорта.

И в это же время в Европе и в США интенсивно формируется база реальных данных о наших гражданах – с их не подающимися подделке полными биометрическими данными. И в этой базе – уже десятки миллионов наших граждан – кроме совсем уж нищих, которые никогда не выезжали за границу.

И у этих занесенных в эти иностранные базы данных граждан проблем идентификации – при совершении сделок, участия в социальных программах, при уплате налогов, и т.д. – уже не возникает, даже и без наличия удостоверяющих их личность документов. Впрочем, многие могут иметь и обычные «чиповые» карточки, которые выдаются также и лицам, проживающим там или часто посещающим эти страны.

Остается только одно «белое пятно» – знания наших властей о своих же гражданах. О выдаваемых ими документах они знают все, или – почти все. А точные сведения о своих о гражданах они получают, сопоставляя десять номеров, или более, из десяти, или более, баз данных. 

Но есть и еще один способ проверки этих данных – обратиться в базы данных стран Европы или Америки. Там – данные абсолютно точные, и о самих наших гражданах, и об их жилье, и об их банковских и инвестиционных счетах, и о других их имущественных правах и активах.

Но обо всем этом – надо просить. И не факт, что этими данными с ними охотно поделятся.

А что тогда делать? Может, ввести еще один ЦИ? И выделить на эту работу еще несколько миллиардов бюджетных денег? Или поискать другой выход?

Михаил Абрамов