Деньги есть, но Вы - держитесь!

В последние несколько месяцев работники бюджетной сферы по всей стране столкнулись с «зарплатными аномалиями». По сведениям РБК, сотрудники целого ряда государственных больниц и вузов стали получать необычайно высокие зарплаты или премиальные выплаты — вплоть до пятикратного размера месячного оклада.

Разгадка проста: руководство бюджетных учреждений по указу сверху мобилизовало все имеющиеся ресурсы, чтобы создать видимость выполнения майских указов к приближающимся выборам президента.

В реальности средств, чтобы довести зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных работников до 200% от средней по региону, как не было, так и нет, считают эксперты.

«Есть несколько вариантов: либо вы печатаете деньги и направляете их на медицину и образование, либо занимаетесь мухлежом и как бы отчитываетесь о выполнении майских указов, как это происходит сейчас, — говорит доктор экономических наук Сергей Смирнов. — Например, в одном из академических институтов Москвы сотрудникам сначала выплатили зарплаты за 2–3 месяца, а потом практически всех перевели на полставки». По мнению эксперта, это напоминает единовременную выплату в 5 тысяч рублей, которую в январе прошлого года власти подкинули пенсионерам, но на этот раз в более серьезном масштабе.

Основная интрига состоит в том, на какие средства будут существовать больницы и научные институты после того, как потратят значительную часть своих зарплатных фондов на кратковременное улучшение статистических показателей. Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева считает, что щедрость бюджетных организаций представляет собой предвыборную акцию, а после 18 марта выполнение майских указов снова начнет буксовать. «Трудовым кодексом гарантирована только тарифная часть зарплаты. Оклад понизить нельзя, а надбавки работодатель платит, только если у него есть деньги. Думаю, 17 марта вечером работники получат последние переводы», — говорит Малева. Впрочем, в правительстве заявили, что повышение зарплат в рамках исполнения майских указов заложено в федеральном бюджете, а выплаты бюджетникам не носят разового характера.

В дальнейшем Федеральный центр может в ультимативной форме переложить на плечи региональных руководителей задачу поддержания зарплат бюджетников на целевых уровнях. В таком случае эта ситуация может угрожать всей системе социальной защиты, считает Смирнов: «Сейчас идет процесс оптимизации пособий в зависимости от нуждаемости и их привязка к 1-1,5 прожиточного минимума. Возможно, чтобы попытаться выкрутиться, региональные власти будут ужесточать адресность выплат, отсекая часть потенциальных получателей». После этого продолжится рост долговой нагрузки на бюджеты регионов, больше десятка из которых и так находятся в критическом состоянии. Поэтому даже если к очередному президентскому сроку Кремль подготовит новый набор указов по социальной поддержке населения, то их задачи будут гораздо менее амбициозными, считают эксперты.

Президент Путин подписал майские указы в 2012 году — тогда планировалось, что они будут выполнены в течение двух лет, но об этих планах быстро забыли. «Только подумайте: нам требуется 6 лет, чтобы выполнить такой простой указ, как повышение зарплат бюджетников, — замечает Малева. — Государство ведь само назначает зарплаты своим сотрудникам. Необходимо признать, что форма указов неэффективна и только подрывает доверие к федеральной власти».

Из-за заведомой невыполнимости отдельных поручений регионам нередко приходится манипулировать статистикой. Ранее эксперты РАНХиГС обратили внимание на необычные изменения в динамике смертности населения (в частности, на резкое сокращение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и рост смертности от «прочих причин»), которые лучше всего объясняются стремлением регионов достичь желаемых показателей.

При этом главное положение майских указов — создание 25 миллионов современных высокооплачиваемых рабочих мест — не выполнено до сих пор, а благосостояние населения снижается четвертый год подряд.

Падение реальных доходов россиян при росте зарплат и стабильной динамике пенсий, по словам Малевой, представляет собой главный «статистический детектив» прошлого года. Во-первых, рост зарплат не конвертируется в рост благосостояния из-за применения различных методик статистического учета. Во-вторых, в России существует большой «скрытый» фонд оплаты труда, который сокращается быстрее, чем растет наблюдаемая зарплата (в мониторинг Росстата попадает только занятость на крупных и средних предприятиях).

«Если бы реальные доходы росли, товарооборот вырос бы не на 1%, как в прошлом году, и люди не хватали бы потребкредиты. Непротиворечивая картина мира говорит о том, что доходы населения как минимум не повышаются и не будут повышаться в результате этих предвыборных мер», — резюмирует Малева.

Арнольд Хачатуров