А кто нам будет чистить зубы?

Автор этих строк начинал свою трудовую жизнь токарем на заводе «Тизприбор». Хорошо помню мастера, который работал на станке отечественного производства под странным названием «ДиП». Значило это «Догнать и Перегнать».   В 60-70-е гг. прошлого столетия лозунг «Догнать и перегнать» (имелись в виду прежде всего США) был одним из основных в пропагандистском арсенале страны. Но и в те годы отечественного оборудования было немного. Сам я точил гайки на стареньком немецком станке. Он был частью оборудования, которое после войны вывезли из Германии в качестве репараций. Несмотря на почтенный возраст (немецкому станку было более 30 лет), работал он не хуже новенького «ДИПа». Мастер говорил так: «Вот когда мы научимся делать такие станки, как немцы, тогда по-настоящему и догоним». До сих пор не научились…

Не утонуть?

Технологическое отставание России до сих пор остаётся одной из самых серьёзных проблем страны. О возможных последствиях такого отставания для России говорил в своём последнем президентском послании и В. Путин. «Дело в том, что скорость технологических изменений нарастает стремительно, идёт резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперёд. Тех, кто не сможет этого сделать, она - эта волна - просто захлестнёт, утопит».

Что удивляет, так это то, что хуже всего обстоят дела  в нашей прославленной нефтянке. Казалось бы, вот где денег куры не клюют. И мы постоянно слышим по телевизору, как наши нефтяники «кормят всю страну». Но деньги уходят куда угодно,  только не на производство  отечественного оборудования. В результате опасно высока зависимость от импортного. И если в рамках возможных санкций нас отрежут от доступа к  импорту, мало не покажется.

Жадность или бедность?

Удивляет, что  речь идёт не о каком-то изощрённом оборудовании, напичканном электроникой, а о самых простых механизмах. Чтобы убедиться в запущенности  ситуации, достаточно выйти на улицы наших крупных городов и оглядеться по сторонам. Практически вся дорожно-строительная техника - импортного производства. Машины для укладки и даже утрамбовки асфальта, как правило,  из Германии. Экскаваторы - тоже оттуда. А ведь там никакой электроники. Хуже того: когда наши предприниматели покупают импортное оборудование, они в погоне за дешевизной, как правило, приобретают бывшее в употреблении. То есть уже отчасти изношенное. Это же можно сказать и о самолётном и автобусном парках.

Причин несколько. Главной эксперты чаще всего называют трудность с получением кредитов. В России кредиты дороги, и получить их нелегко. Наша банковская система в течение последних 20 лет была больше настроена на спекулятивные заработки, на отмывание денег, чем  на выдачу кредитов. Ситуация стала меняться лишь в последние годы, когда Центральный банк начал активную борьбу с банками-паразитами. А ведь для технологического обновления нужны «длинные день­ги», кредиты, рассчитанные на 5-10 и более лет. Но в условиях неясности экономических и политических перспектив банки давать такие кредиты не любят. А если дают, то под очень высокие проценты. Сравним: на Западе кредиты - под 2-3% годовых, у нас под 10-13%. Поэтому в Западной Европе и  в США оборудование покупают на заёмные средства, а наши вынуждены вкладывать свои. Делать этого наша бизнес-элита не хочет. У неё другие цели: максимум прибыли за минимум времени… и - деньги за границу. Неудивительно, что по качеству и  новизне оборудования на наших заводах мы среди отстающих. 

Сложна судьба и тех предприятий, которые отваживаются запустить производство отечественных машин. Система настолько забюрократизирована, что на получение разрешений и поиск финансирования уходят годы. Пока получишь «добро», предназначенное для запуска оборудование успевает устареть и не находит спроса.Бесхозная отрасль. Почему России нужна срочная химизация производства?

Догнать и перегнать

 Мы привыкли сравнивать себя с американцами и европейцами по уровню ВВП, доходу на душу населения, по тому, сколько денег на счетах у граждан. Ещё наша власть очень  любит рассказывать народу о среднем заработке по стране. А вот сколько у нас на душу населения станков, считать не принято. А между тем качество и количество станков - один из важнейших показателей уровня развития страны. И тут мы, если вспомнить слова В. Путина, больше похожи на утопленников. У нас станков в 30 раз меньше, чем в Германии. Но первенство по насыщенности производства современным оборудованием держит Швейцария. Там на душу населения приходится 126 станков. У нас - 15. Догнать Западную Европу (а тем более США) очень трудно. Ведь Европа не стоит на месте, пока мы обгоняем немцев и швейцарцев по уровню роскоши в потребительской корзине нашей элиты. Чем меньше на наших заводах нового оборудования, тем больше золотых часов в коллекциях олигархов.

*  *  *

Наша зависимость от импорта и неумение производить даже простые вещи поражает. Ведь дело не только в станках и машинах. Проблема «у нас всё чужое» остро ощущается и на бытовом уровне. Похоронные службы предлагают  «элитные импортные гробы с двойной откидывающейся крышкой, из Европы, оптом и в розницу». Неужели мы даже гробы разучились делать? Сосна пропала? Высохли дубы? А ведь Льва Николаевича Толстого хоронили в отечественном. 

Да что гробы! На  днях зашёл в аптеку купить зубную пасту. На витрине два десятка образцов. И все из-за границы. «А где же  наш «Жемчуг»?» - спрашиваю у продавца. «А не завозят».

Ну да бог с ней, с зубной пастой. Были времена, когда вся страна «от Москвы до самых до окраин» чистила зубы зубным порошком, то есть толчёным мелом. Этим русских не испугаешь. 

А вот за какими станками будут стоять завтра наши токари, это серьёзно. 

Вячеслав Костиков