Пятница, 4 Октября 2024
Экономическая программа сначала исполняющего обязанности, а затем президента Владимира Путина тогда крайне волновала большинство аналитиков. Как таковой экономической предвыборной программы не было, в Обращении к избирателям тема экономики практически игнорировалась (кроме борьбы с бедностью). В течение всего 2000 года и в начале 2001-го толки о том, что будет «программой Путина», не прекращались.
Консолидация госсектора была одной из объявленных, хотя и не главных целей неофициальной экономической программы Владимира Путина. Тогда главной составляющей госсектора в экономике считались электроэнергетика и газовая промышленность. Нефтяная отрасль и металлургия выглядели надежным оплотом частной собственности. В банковском секторе Сбербанк, Внешторгбанк и ВЭБ (особенно последний, возглавляемый тогда Андреем Костиным) рассматривались скорее как проблема государства, чем как его актив.
Задуманная сразу после прихода Владимира Путина административная реформа была призвана разграничить полномочия органов власти, сформировав из них трехуровневую структуру. По ней правительство определяет принципы госполитики в той или иной отрасли, министерство обеспечивает их реализацию нормативно (готовя необходимые изменения в виде проектов законов и постановлений правительства), а службы и агентства занимаются контролем соблюдения законодательства.
Менеджмент ЮКОСа был приговорен к длительным срокам лишения свободы, ключевой актив силовыми методами доведенного до фактического банкротства ЮКОСа — «Юганскнефтегаз» — достался «Роснефти». Это во многом позволило «Роснефти» обеспечить себе независимость и стать не подразделением «Газпрома», а отдельной от него госструктурой и важнейшим конкурентом в национальной экономике.
...система «обнала» и «транзита» размером в проценты от ВВП и отмывания на десятки миллиардов долларов в год существовала годами и не могла не иметь соучастниками высокопоставленных лиц как в силовых структурах (МВД, ФСБ, СК), так и в других властных подразделениях.
Банковская чистка, не завершившаяся до сих пор, видимо, приоткрыла самую неприятную тайну силовиков — наличие системных деловых связей с российской организованной преступностью.
В результате накопленный рекордный объем иностранных долгов (более $500 млрд) и утрата доступа к дешевым деньгам стали основным содержанием кризиса 2008–2010 годов внутри РФ. Основная тяжесть кризиса была перенесена на 2009 год, когда падение российского ВВП составило 7,8% (худший результат среди стран G8 в 2009 году).
Мэр Москвы Юрий Лужков потерял свой пост в сентябре 2010 года после конфликта с президентом Дмитрием Медведевым. Премьер-министр Владимир Путин никогда не опровергал своего согласия с этим решением президента Медведева. Правительство Собянина существенно увеличило отрыв в развитии экономики Москвы от остальных регионов России. Де-факто столица стала самым богатым и наиболее технологизированным регионом. При этом формальное административное устройство Москвы при Собянине сильно не менялось.
До 2009 года какой-либо утвержденной политико-экономической стратегии у администрации Владимира Путина, по существу, не было. Так, многолетняя работа над КДР (концепция долгосрочного развития) стала основанием для пенсионной реформы 2018 года, изменений в системе здравоохранения и части разработок Москвы этого времени.
Дмитрий Медведев заранее объявил, что уступит место кандидата от власти возвращающемуся Владимиру Путину.
В 2017 году, уже через три года, победа над инфляцией, которую большинство экономистов России считало невероятно сложной, была одержана.
К 2019 году накопления ФНБ превысили планку 7% ВВП, что дало возможность направлять избыток средств на финансирование инвестпроектов. Однако по итогам полугодовой дискуссии об этом сколько-нибудь привлекательных способов потратить 1 трлн рублей из лимита таких средств, как ни удивительно, не нашлось.
Путь к сделке ОПЕК+, объединившей участников картеля и ряд не входящих в него стран (в том числе РФ), был нелегким.
Одним из самых масштабных изменений за годы президентства Владимира Путина стал подъем страны на вершину списка мировых экспортеров зерна и ее серьезные позиции по другим статьям аграрного экспорта
Если целью майских указов 2012 года было скорее оформление ожидаемого экономического роста в институциональные рамки, то указ 2018 года фактически требовал от правительства предотвратить снижение темпов экономического роста и вернуться к их уровню 5–7% ВВП. Шесть лет работы с 2018-го по 2024-й должны будут стать финальным этапом приведения страны в порядок. В порядок, который Владимир Путин и его команда должны оставить потомкам. Предположительно благодарным.
Длинный 2019 год завершился по существу только в середине января 2020-го объявлением Владимиром Путиным конституционной реформы, заменой премьер-министра Дмитрия Медведева на Михаила Мишустина и сменой фокуса (но не смысла) идей экономического развития.
Пандемия смешала все эти карты — никто всерьез не берется описать будущие правила игры в посткоронавирусном мире. Если на протяжении 20 лет правления Владимира Путина можно было говорить о сужении или расширении горизонта планирования, то в апреле 2020 года он на время отменен.
Авторы: Дмитрий Бутрин, Олег Сапожков, Татьяна Едовина, Вадим Вислогузов, Евгения Крючкова
Выпускающий редактор: Дарья Тихончук
Дизайн: Алексей Дубинин, Василий Степанов
Программирование: Антон Жуков
Верстка: Алена Батюшкова
Видео: Дмитрий Назаров
Менеджер проекта: Юлия Гадас
Сбор данных: Андрей Егупец