Алексей Кудрин обещает оценить последствия майских указов к лету.

Для успеха экономических реформ нужны честные и свободные выборы, которых сейчас, похоже, нет. А для успеха новых нацпроектов нужна заинтересованная поддержка населения, которой сегодня тоже почему-то не хватает. С такими двусмысленными выводами регулярно выступает нынешний глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Тот самый Кудрин, который вопреки воле граждан добился проведения неудачной пенсионной реформы. Тот самый Кудрин, который отнял у населения налоги, объявив, что деньги из Фонда нацблагосостояния не должны больше использоваться для поддержки выплаты пенсий. У россиян нет чувства налогоплательщика, и люди не интересуются, куда уходят их налоги, объявил Алексей Кудрин. Поэтому за исполнением нацпроектов, как и за пенсионными накоплениями, будет следить Счетная палата под руководством Кудрина.

Без поддержки гражданского общества сложно будет достичь высоких результатов в реализации президентских нацпроектов, считает Алексей Кудрин. «У нас в России нет чувства налогоплательщика, то есть вас почему-то мало интересует, куда тратят деньги. Чтобы спросить в своем районе, в своей области, почему не отремонтированы дороги, нужно понимать, как вообще деньги распределены», – пожаловался глава СП. Анализировать причины жалоб на недостаточную поддержку общества или на отсутствие «чувства налогоплательщика» Алексей Кудрин вчера не стал. Вероятно, потому, что раньше он уже связывал уровень общественной поддержки с возможностью честных и свободных выборов в России.

Только честные и свободные выборы с представительством «всех ведущих политических сил общества» могут дать властям мандат доверия, необходимый для проведения экономических реформ, объяснял Алексей Кудрин накануне массовых протестов из-за фальсификации выборов 2011–2012 года. Правящая в РФ партия «Единая Россия» назвала подобные призывы Кудрина двусмысленными. Действительно, ведь в случае свободных выборов тот же Алексей Кудрин вряд ли смог бы пролоббировать повышение пенсионного возраста, против которого выступает подавляющее большинство населения. И вряд ли смог бы Алексей Кудрин организовать «переформатирование» Фонда национального благосостояния из инструмента поддержки пенсионной системы в иностранную «заначку» для власти, которую министры собираются расходовать вне России.

И какой интерес к нацпроектам или расходованию бюджета может чувствовать рядовой россиянин, если он уже наблюдал, как формулируются и исполняются президентские майские указы? Любой желающий может сравнить тексты майских указов – 2012 с данными официальной статистики и убедиться, что ключевые их показатели не выполнены. Так, производительность труда должна была вырасти в 1,5 раза, а в реальности увеличилась лишь на 3–4%. Доля инвестиций в ВВП в 2017 году составила 21,9% при целевом показателе 27% к 2018 году. Реальная зарплата должна была вырасти по указу на 40–50%, а в реальности она увеличилась за шесть лет лишь на 8,5%. Счетная палата (СП) опубликует анализ исполнения указов президента страны от 2012 года до середины 2019 года, пообещал Кудрин.

Пока же Счетная палата вместе с ЦБ следит за исчезновением пенсионных отчислений граждан в разоряющихся негосударственных пенсионных фондах (НПФ). При этом аудиторы СП отмечают подозрительную мягкость Центробанка по отношению к финансистам из множества негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Этим фондам россияне доверили хранить и приумножать свои пенсионные накопления. Однако практика показывает, что владельцы НПФ могут легко вывести пенсионные деньги из фонда, заместив их «ценными бумагами» с нулевой реальной стоимостью – не нарушая при этом никаких законов. Да и само законодательство для НПФ принимается так неспешно, что возникают сомнения в прямой заинтересованности «мегарегулятора» в лице руководства ЦБ.

Из 32 нормативных документов, принятие которых предусмотрено федеральными законами, на конец 2018 года действовали только 27. «Не принято четыре документа, причем один из них уже утратил свою актуальность, так как не осталось фондов, к которым его можно применить. Один вопрос урегулирован частично. При этом сроки принятия нормативных документов Банка России неоправданно затягиваются – до 3,5 лет после принятия соответствующих норм законов», – заявил на коллегии Счетной палаты (СП) аудитор Андрей Перчян. По его словам, Центробанк медлил с принятием решений по отдельным негосударственным пенсионным фондам. Порой с момента их проверки до отзыва лицензии проходило 3,5–7 месяцев, что создавало условия для утраты активов НПФ, сообщил аудитор.

Но особое положение чиновников ЦБ позволяет им выходить сухими из воды даже в самых вопиющих случаях демонстративного банкротства кредитных учреждений или НПФ. Схватить за руку сотрудников Эльвиры Набиуллиной очень сложно. И поэтому любое подозрительное действие они могут объяснять желанием «сделать как лучше». «Медлительность Банка России при ликвидации недобросовестных пенсионных фондов была связана с попыткой минимизировать ущерб и уменьшить размер дыры в капитале НПФ», – объяснил ситуацию первый зампред ЦБ Сергей Швецов.

Проверка Счетной палаты показала, что в ходе ликвидации НПФ некоторые финансовые вопросы, как назло, остаются открытыми. В частности, на законодательном уровне нет решения, куда направлять обнаруженный в процессе профицит активов. Речь идет о средствах, которые остаются в некоторых фондах после удовлетворения всех требований кредиторов фонда. На 1 ноября 2018 года сумма такого профицита составила 598,7 млн руб., но порядок использования не установлен, и средства просто хранятся на счетах АСВ.

Как назло, оставлены лазейки и в законодательстве. Так, в полном соответствии с действующим законом даже очевидного банкрота нельзя признать несостоятельным, пока не реализовано все его имущество. Поэтому Агентству по страхованию вкладов «приходится» организовывать торги, и только затем оно может обращаться в арбитражный суд. Всего на момент проверки Счетной палаты – в декабре 2018 года – 55 фондов находились в стадии принудительной ликвидации.

Счетная палата не первый раз проверяет систему частных пенсионных фондов. При этом аудиторы обнаруживают поразительный факт: никаких денег для постоянных выплат вышедшим на пенсию гражданам в НПФ, как правило, нет. И незадачливым вкладчикам достаются лишь символические средства в виде так называемой разовой выплаты. В прошлом году СП проверила «работу» нескольких НПФ и обнаружила, что с 2014 по 2017 год проверенными НПФ было назначено 182 тыс. пенсионных выплат, из которых 172 тыс. выплат являются единовременными. То есть в 95% случаев никаких регулярных выплат гражданам НПФ делать не в состоянии. 

Михаил Сергеев