Правительство России утвердило план действий доктрины продовольственной безопасности

Правительство РФ утвердило план мероприятий для выполнения новой доктрины продовольственной безопасности страны, сообщил глава кабмина Михаил Мишустин в понедельник на совещании с вице-премьерами.

Подписанный в январе 2020 года президентом РФ документ делает приоритетным самообеспечение, а также ставит задачу по повышению экспорта продуктов питания и сельхозсырья над импортом. Указ президента РФ от 2010 года, которым утверждалась предыдущая доктрина, утратил силу. Новый документ вступает в силу со дня его подписания.

Новая доктрина предполагает, что продовольственная безопасность страны — это состояние ее социально-экономического развития, при котором обеспечивается продовольственная независимость России. Кроме того, документ гарантирует физическую и экономическую доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Продовольственная независимость предполагает самообеспечение страны основными видами отечественной сельхозпродукции, сырья и продовольствия, а экономическая доступность — возможность приобретения пищевой продукции должного качества по сложившимся ценам, в объемах и ассортименте, которые соответствуют рекомендуемым рациональным нормам потребления.

В новой доктрине, подписанной Владимиром Путиным, меняется подход к оценке состояния продовольственной безопасности. В предыдущей версии в качестве критерия использовался удельный вес отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка с учетом переходящих запасов. Теперь же продовольственная независимость будет определяться как уровень самообеспечения. 

Для каждой группы продуктов установлены отдельные пороговые значения. Так, уровень самообеспечения по зерну — не менее 95%, по сахару — не менее 90%, по растительному маслу — не менее 90%, по мясу и мясопродуктам — не менее 85%, по молоку и молокопродуктам — не менее 90%, по рыбе и рыбопродуктам — не менее 85%, по картофелю — не менее 95%, по овощам и бахчевым — не менее 90%, по фруктам и ягодам — не менее 60%, по семенам основным сельхозкультур отечественной селекции — не менее 75%, по пищевой соли — не менее 85%.

Экспортная задача

Кроме того, подписанный Владимиром Путиным документ ставит задачу по достижению превышения экспорта продуктов питания и сельхозсырья из РФ над импортом. В числе основных задач указывается "достижение положительного сальдо торгового баланса сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".

При этом доктрина предполагает, что реализация экспортного потенциала должна осуществляться с учетом приоритета самообеспечения страны отечественной сельхозпродукцией и продуктами, а также необходимости обеспечения продовольственной безопасности в рамках ЕАЭС.

Предложение Председателю Правительства РФ

в план мероприятий для выполнения

новой доктрины продовольственной безопасности страны.

 

     В российских сёлах и деревнях проживает 37 млн человек и ещё в малых городах и поселках городского типа 20 млн человек. Непродуманные реформы сельского хозяйства исключили из экономики России миллионы сельских жителей и миллионы жителей малых городов, связанных с производством и переработкой сельхозпродукции и оказанием услуг сельскохозяйственному производству.

     По данным Росстата сейчас в России числится 1731 Муниципальное образование и 17380 сельских муниципальных поселений, которые насчитывают всего 153 000 сел и деревень, в том числе 20 000 нежилых, в 36 000 проживает от 1 до 10 жителей, в 32 300 – от 10 до 50 жителей, в 13 000 – от 50 до 100 жителей и в 51 000 населённых пунктов проживает более 100 человек.

    Россия нарастила производства зерна, что позволило отправлять на экспорт более 40 млн тонн и растительного масла – 4,4 млн тонн. Обеспечили потребности внутреннего рынка яйцом, мясом птицы и свинины. Владимир Путин на фоне таких успехов заявил, что сельское хозяйство – локомотив развития экономики страны. Однако, рост объемов производства сельхозпродукции в РФ в 2014-2019гг. не привел к повышению занятости, уровня доходов и продолжительности жизни сельских жителей. Напротив, идет сокращение численности сельского населения за счет снижения длительности жизни, снижения рождаемости и миграционного оттока в города. Самой большой проблемой является отсутствие рабочих мест и рост доли бедных среди сельских жителей.  

     Крайне неблагоприятным остается демографический прогноз: к 2030 г. численность сельского населения (по расчетам Росстата) сократится почти на 5 млн человек, а доля населения в трудоспособном возрасте составит менее половины его численности. По данным исследования Центра экономических и политических реформ «ЦЭПР» уже к 2024 году в России будут закрыты все сельские больницы, а к 2033 году все сельские школы. По данным Росстата за последние 10 лет количество фермерских хозяйств в России сократилось на 40%. Также сокращается доля ЛПХ, которые производят более 35% валовой продукции сельского хозяйства. В государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» не предусмотрено чем и как будет заменяться продукция при прекращении их деятельности.

     Во всех передовых странах в производстве сельхозпродукции преобладает фермерский (крестьянский) уклад организации производства продовольствия. Крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ) обеспечивают занятость, получение дохода и проживание в сельской местности всей семье фермера, причем они ориентированы на имеющиеся природные условия, поскольку не могут перенести свое производство в другой регион. В этом главное отличие КФХ от крупного агрохолдинга. С точки зрения интересов государства КФХ служат средством, предотвращающим миграцию населения в города, главным инструментом борьбы с сельской бедностью.

     С 2012 года ОД «Федеральный сельсовет» ведет мониторинг складывающейся ситуации в сельских территориях и малых городах РФ. Результаты анализа ложатся в основу предложений по формированию или корректировке действующих государственных сельских программ развития.  Совместная работа с Комитетом Гражданских инициатив в 2012-2013 гг. позволила детально изучить причины, сдерживающие социально-экономическое развитие сел и малых городов РФ во всех федеральных округах.  Нами были подготовлены предложения для устранения действия негативных факторов и использования потенциала сёл, деревень и малых городов, которые позволили бы решить накопившиеся социальные и экономические проблемы. Разработанные предложения были представлены Президенту Российской Федерации В. В. Путину советником Президента по экономике и Председателем Комитета Гражданских инициатив А.Л. Кудриным на совместном заседании рабочей группы Госсовета и Совета по национальным проектам и демографической политики 21 апреля 2014 года.

          Российская Федерация – не единственная страна, которой приходится в короткие сроки решать задачу развития сельских территорий и повышения качеств жизни сельских жителей. Такую задачу решила Польша. Опираясь на кооперацию разных форм, в Польше, совершили невероятное – за 27 лет реформ не потеряна ни одна деревня, не исчезло ни одно село.

          Экспертами ОД «Федеральный сельсовет», совместно с Российской Академией Народного хозяйства и Государственной службы разрабатывается проект «Нечерноземье России – Локальная экономика» по развитию сельских территорий, основанный на внедрении и применении к региональным условиям моделей коммерчески успешных КФХ и кооперации.

     Типовая модель развития крестьянского хозяйства – это практический выбор наилучшего безубыточного развития. Малые формы крестьянства – это не промышленное производство – это образ жизни. Типовая модель это и удобство обслуживания крестьянского хозяйства ветеринаром, зоотехником, энергетиком и другими специалистами. Реализация проекта «Нечерноземье России – Локальная экономика»  – создание ключевых условий для прямого участия миллионов граждан Российской Федерации в непрерывном процессе экономического подъёма России и решения поставленных задач Национальных проектов и государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», которые обеспечат благополучие всех жителей России:

  • Поднять Уровень жизни российского Народа – это значит нужно вовлечь весь российский народ в активную хозяйственную деятельность на принципах кооперативного взаимодействия;
  • Самый массовый сегмент российской экономики, развитие которого вызовет цепную реакцию подъёма всей экономики России – сельские территории Российской Федерации с потенциалом всех личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и малых производств в районных центрах и малых городах.

     Нечерноземье – обширный, протянувшийся на тысячи километров регион, вмещающий в себе республики и области, крупнейшие мегаполисы, десятки тысяч сёл, деревень и малых городов, в которых проживает больше третьей части населения России. При населении более 60 млн человек один из самых деградирующих регионов при отрицательной демографии. На огромной территории в 241 млн га сельских жителей проживает чуть более 10 млн человек при абсолютной безработице и необоснованно низкой средней заработной платой в 22 000 рублей. На территории осталось всего 40 млн га сельхозугодий, из них 27 млн га пашни и 13 млн га сенокосов, которые непрерывно сокращаются: зарастают кустарником и деревьями, заболачиваются. За последние годы количество пахотных земель сократилось вдвое, а сенокосы и пастбища уменьшились в три раза. В северо-западном регионе Нечерноземья самые заброшенные земли.

     Ожидаемые результаты от реализации проекта «Нечерноземье России – Локальная экономика» до 2024 года:

  • рост населения в сельских территориях Нечерноземья на 1 млн человек;
  • рост занятости населения Нечерноземья, создание 280 000 новых рабочих мест;
  • средняя заработная плата в сельскохозяйственном производстве достигнет 57 000 рублей;
  • создано 30 000 КФХ, организовано 3 000 сельскохозяйственных кооперативов;
  • производство сельскохозяйственной продукции в регионах Нечерноземья достигнет 3 трлн рублей (в ценах 2019 года);
  • главные достижения выполнения проекта комплексного развития сельских территорий Нечерноземья до 2024 года в таблице    

    

ПАРАМЕТРЫ

2018 год

2024 год

Занятость в с/х-производстве

Рост благосостояния (средняя зарплата в с/х-производстве)

Сельхозугодья

в том числе пашня

                     сенокосы

Поголовье КРС

в том числе Коров

Производство с/х-продукции

Производство молока

Производство мяса говядины

Производство мяса баранины

Экспорт с/х-продукции

Дополнительные налоговые поступления в бюджет

Платежи в Социальные фонды

627 000 человек

22 000 рублей

40 млн га

27 млн га

13 млн га

4 423 000 голов

1 900 000 голов

1 217 млрд рублей

8 000 000 тонн

400 000 тонн

60 000 тонн

700 млн. $

 

907 000 человек

57 000 рублей

43 млн га

28 млн га

15 млн га

8 400 000 голов

3 500 000 голов

3 000 млрд рублей

17 600 000 тонн

750 000 тонн

200 000 тонн

20 млрд $

274 млрд рублей

210 млрд рублей

     Всегда, во всех странах сельские территории были основой демографического роста. Однако, сейчас в России, ситуация в сёлах и деревнях не способствует повышению рождаемости, молодые люди уезжают из сельских территорий – отсутствие работы заставляет людей покидать деревню. Без развития экономики сельских территорий не будет демографического роста, не будет роста доходности граждан,  не будет роста промышленности, мы не сможем войти в пятёрку лучших экономик мира, а значит и в целом не будет выполнена задача, поставленная Президентом России.

Председатель ОД «Федеральный сельсовет»                                                  Мельниченко В.А.