Страна на пороге больших перемен. Часть 2.

Об оппозиции

Колоссальная проблема российской оппозиции в том, что она не может предложить зрелой стратегии, приемлемой не для отдельной группы, возрастной или политической, не для тех, кто кричит «долой кровавую гэбню!» и забрасывает кроссовками, а стратегию для большинства общества. У меня это вызывает чувство глубокого разочарования, ведь эти люди гордятся своим интеллектуальным превосходством по отношению к власти. Где это ваше превосходство? Продемонстрируйте, предложите хоть что-нибудь. В этом проблема, и эту стратегию надо вырабатывать. Это не так уж сложно, это лежит на поверхности. 

Во многих странах была взята на вооружение стратегия гражданского неповиновения. Пример: нам не нравится телевидение, мы его не смотрим, почему же, казалось бы, неглупые, честные люди тем не менее ходят туда и продолжают выступать? Давайте призовем их к бойкоту. Не надо ходить на такое телевидение. Если эти люди проявят солидарность и элементарный здравый смысл, заявят, что не будут ходить туда, не станут выступать там, как «болваны в польском преферансе», «мальчики для битья», что-то начнет сдвигаться.

При этом стратегия должна быть инициативной. Что мы до сих пор обсуждаем: муниципальный фильтр, пустят на выборы или не пустят. Это означает, что вы ходите в «меловом круге», который начертила вам власть, и не решаетесь выйти за него. Попробуйте сами что-нибудь сделать, чтобы власть начала задумываться. Это вопрос интеллектуальной зрелости. Но я думаю, что это тоже возможно, не архисложно. 

Все страны, которые добивались быстрого экономического роста — европейские, азиатские, — использовали, в разных последовательностях и комбинациях, но один и тот же набор средств. Даже ничего выдумывать не надо, все уже придумано. Надеюсь, что и использовать удастся. 

И не такие страны менялись. Я всегда привожу в пример Грузию. Те, кто жил в советское время, помнит, что Грузия и коррупция были синонимами. А Саакашвили взял и справился. Коррупцией была пропитана вся социальная ткань, и говорили: без коррупции нельзя, Грузия рухнет. Не рухнула. И Италия не рухнула. Значит, можем и мы, и не хуже, наверное, даже лучше.  

О новой элите  

Попытка, которую мы с вами предпримем, будет последней. Сил на вторую уже не будет. Поэтому мы должны сделать все, чтобы она получилась. 

В решающие моменты истории выбор и старт новой исторической траектории зависит от небольшой группы людей. Все начинается с их желания изменить свою страну, судьбу нации и свою собственную, даже с их тщеславия, со стремления войти в учебники истории и с их способности двигаться последовательно. Так в свое время поступил Борис Ельцин. Он обладал двумя качествами, которыми с тех пор не обладает ни один российский политик: это настоящая воля к власти и гениальная политическая интуиция. Воля к власти означает способность рисковать — не другими (у нас легко рискуют другими), а собой. 

У нас есть [необходимые] люди: те, кто добился ощутимого успеха в 90-е и «нулевые», выросло молодое поколение. Это авангард общества, маленький мотор, который может запустить большую Россию. И таких людей немало. В России 147 миллионов. Неужели мы не найдем ста человек? Не верю. Найдем — и сто, и двести, и триста. 

Да, мы совершим новые ошибки. Но дайте нам их совершить. Не сразу по всей России. У нас уже есть регионы, которые готовы самоуправляться, есть регионы, которые не вполне готовы. Видимо, нужен дифференцированный подход. Но не надо нас «защищать»: мы лучше знаем и все сделаем за вас, и сделаем лучше. Мы вышли из ясельного возраста. И нам придется нести ответственность за последствия своих решений, в том числе ошибок (чего в России не очень хотят). Но в этом и есть акт формирования новой элиты — когда люди выйдут и скажут: мы приняли эти решения, мы несем за них ответственность перед вами и историей.  

И если хорошие люди и их последователи продержатся у власти 10-15 лет, вырастет новое поколение и произойдет институционализация новой траектория развития. Мы получим совершенно новую страну. И сможем сказать: мы стояли у истоков, принимали участие и можем этим гордиться. А если не примем, тогда нечего спрашивать с этих людей. Мне кажется, мы уже готовы к этому шагу — взять на себя ответственность, призвать к ответственности. 

В подготовке материала принимал участие Юрий Гребенщиков.

Публикация представляет собой изложение лекции, прочитанной в Ельцин Центре. Это близкий к тексту, но все же не дословный пересказ. 

Масштабный политический кризис в России неизбежен. Лекция Валерия Соловья