РЕЗОЛЮЦИЯ общероссийского съезда Делегатов народов земель России общественного движения «ФЕДЕРАЛЬ

РЕЗОЛЮЦИЯ

ОБЩЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА

ДЕЛЕГАТОВ НАРОДОВ ЗЕМЕЛЬ РОССИИ

общественного движения «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СЕЛЬСОВЕТ»
2-3 марта 2018 года, г. Москва

 

                                                   «Российская Федерация - социальное государство,

политика которого направлена на создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»

Конституция РФ, статья 7

В работе Съезда приняли участие 511 Делегатов от 46 регионов Российской Федерации.

Делегаты Общероссийского съезда заявили, что несмотря на огромные потери экономики и годы неудачных реформ, Россия остаётся богатой страной: её природно-ресурсный потенциал в 2 раза превосходит потенциал США, в 6 раз Германию и в 20 раз Японию.

Делегаты съезда отмечают, что наряду с присутствием позитивных достижений в России за последние 20 лет остаётся много нерешённых проблем:

- Трудное жизненное положение людей в деревнях, сёлах и малых городах, отсутствие рабочих мест, низкие доходы трудящихся и как следствие высокий процент бедных и очень бедных граждан. Только по официальным данным свыше 22 миллионов человек проживают за чертой бедности; по разным другим источникам от 70 до 80 миллионов человек находятся на грани выживания;

- Многие территории, особенно Нечерноземья, Сибири и Дальнего востока, продолжают терять людей. Молодёжь и трудоспособные граждане покидают территории из-за отсутствия перспектив развития;

- Органы местного самоуправления по причине последних изменений законодательства и налоговых реформ находятся в абсолютной неопределённости своего будущего;

- Растёт число обманутых дольщиков при строительстве жилья, обманутых вкладчиков банков разного уровня, обманутых пайщиков бывших сельхозпредприятий;

- Незавершённость земельной реформы, неразумность формирования органов управления земельными ресурсами ставит под удар, в первую очередь, сотни тысяч крестьянских хозяйств, десятки тысяч сельхозпредприятий и 50 миллионов землевладельцев в России в целом.

Делегаты съезда обозначили слабое, некачественное управление экономикой России. Неисполнение Поручений и указов Президента РФ Правительством и чиновниками регионального уровня приняло повсеместный характер и подрывает не только авторитет института Президента, но и веру в благополучное развитие экономики страны.

Делегаты съезда обеспокоены продолжающейся политикой закрытия и ликвидации производств в малых городах.

Съезд отметил, что система формирования и реализации государственных программ развития села, крестьянства и фермерства в существующем централизованном алгоритме не даёт того эффекта, на который была рассчитана, и это привело к досрочному прекращению программы «Устойчивое развитие сельских территорий», составленной по поручениям Президента РФ от 6 мая 2014 года.

Делегаты съезда выразили обеспокоенность закрытием медицинских учреждений, сокращением доступных услуг для граждан, особенно в регионах.

Съезд выяснил, что в отдалённых от больших городов районах и в сельских территориях отсутствуют учреждения, предоставляющие финансово-банковские услуги для граждан. В этих районах закрыты ранее работающие отделения «Сбербанка России».

Делегаты съезда отметили, что нет положительных примеров освещения и пропаганды локализации и ликвидации всё более расширяющейся наркомании и алкоголизма.

Делегаты съезда выразили обеспокоенность работой государственных СМИ, качеством телепрограмм и информированностью граждан страны, отсутствием телепроектов созидательного характера, освещения и пропаганды творческого и производственного труда, технологий полноценного образа жизни и организации лучших практик освоения и развития территорий.

Делегаты съезда выразили обеспокоенность низким качеством образования и слабыми институтами профессионального обучения в России.

Делегаты съезда обозначили некачественно прописанные статьи Конституции РФ об устройстве судебной системы, что является причиной отсутствия независимого суда в России.

Съезд определил, что существующие условия не располагают к становлению местного самоуправления в России, к развитию свободного предпринимательства, и нет никаких гарантий справедливой судебной защиты от рейдерства и произвола чиновников.

Делегаты съезда отметили положительный опыт сотрудничества экспертных групп, разрабатывающих программы социально-экономического развития России (ЦСР, ТПП РФ, АСИ и др.).

Съезд заявил, что поставленные задачи Генерального плана социально-экономического развития России «ПЯТИЛЕТКА УКОРЕНЕНИЯ НАРОДА НА ЗЕМЛЕ» отвечают чаяниям и интересам народов земель России. Все задачи выполнимы, поставленные цели достижимы и подлежат утверждению. Для создания условий выполнения Генерального плана необходимо:

1. Усиление работы органов местного самоуправления.

Подготовка предложений в закон о МСУ для выравнивания баланса конституционной ответственности и финансового обеспечения у муниципалитетов. В том числе и по формированию местных бюджетов за счёт налогов, собираемых с вновь создаваемых производств в процессе реализации программы «Пятилетка Укоренения Народа на Земле» (формирование предложения по распределению налогов экспертной группой с проф. министерством). Передача лесных ресурсов в границах территории в ведение и распоряжение МО. Предоставление природных (нерудных материалов) в объёме, предусматривающем необходимое текущее и плановое использование в рамках ремонта и строительства, муниципальным образованиям для использования по упрощённому регламенту.

Для полноценной работы местного самоуправления, все полномочия органов власти должны быть подкреплены финансовыми средствами. В существующей бюджетной модели отношений - Муниципальное Образование (Сельсовет) – Область/Регион – Федерация, Муниципальное Образование не имеет мотивации для развития локальной экономики, т.к. сборы по основным доходным статьям налогов не остаются в местном бюджете. Создать благоприятные условия для развития МСУ можно только через организацию местной экономики, что будет способствовать социализации сельского населения на территории жизнедеятельности, стимулировать работу общественных организаций, в том числе посредством привлечения их к полноценному участию как формирования, так и в реализации целевых программ территориального обустройства, развития и управления, по-хозяйски формируя и распределяя налоговые поступления в местные бюджеты. Также считаем необходимым запретить практику преобразования Муниципальных районов в Городские округа, так как это ущемляет права жителей территории в реализации их прав на местное самоуправление и не соответствует истинному смыслу МСУ.

Самое простое объяснение того, что распределение налогов в сторону муниципалитетов выгодно государству, и оно ничего не теряет в практическом отсутствии этих налогов в настоящее время, т.к. локальная экономика достаточно мала, а где-то и примитивна. С развитием местной экономики все налоговые отчисления будут только плюсом, как для местных бюджетов, так и вышестоящих, и самое главное – будет включён мотивирующий фактор для местного самоуправления и общества в целом. Вот тогда и будет проявлен интерес общества к «Открытому бюджету», ответственному его формированию с учётом процессов развития. Для этого мы предлагаем внести следующие изменения в бюджетный кодекс:

Установить нормативы отчислений доходов в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов: 

НДФЛ – 50%

ЕСХН- 100%

Земельный налог - 100%

Налог на имущество – 100%

Налог на прибыль – 50%

НДС – 5%

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 100%

Налог от государственных пошлин за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления сельского поселения 100%

Налог от государственных пошлин за выдачу органом местного самоуправления сельского поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае отнесения дорожной деятельности к вопросам местного значения – 100%

Установить нормативы отчислений доходов в бюджеты Муниципальных районов, от федеральных налогов и сборов: 

НДФЛ – 50%

ЕСХН- 100% (с межселенных территорий)

Земельный налог - 100% (с межселенных территорий)

Налог на имущество – 100% (с межселенных территорий)

Налог на прибыль – 50%

НДС – 5 %

1.2. Расширение полномочий МО (сельским советам) по совершению нотариальных действий и распоряжения имуществом.

1.3. Распоряжение земельными участками, в т.ч. возможность использования залога муниципальной земли и недвижимости, для привлечения инвестиций в бизнес-проекты территории (разработать критерии работы с учётом создания земельной и имущественной комиссии, в которую входят: 50% исполнительная и законодательная власть и 50% фермеры, предприниматели и общественники).

1.4. Распространить практику грантовой поддержки местных инициатив из Федерального бюджета, упростив механизм формирования заявки, а также снизив финансовое участие местного уровня с 40 до 20%.  Сумму одного гранта до 4 млн. рублей на 1 инициативу.

1.5. Необходимо провести преобразования в системе управления лесами с элементами реформирования прав собственности на земли лесного фонда через реализацию Конституционного принципа «совместного ведения», через передачу части земель лесного фонда, находящихся в границах муниципалитета, в собственность муниципалитетов. Речь идет о разграничении ответственности Российской Федерации и ее субъектов за управление лесами, но не через распределение полномочий, как это делается в настоящее время. Разграничение ответственности должно производиться путем распределения земель лесного фонда между собственниками по аналогии с тем, как это имеет место в странах с федеративным устройством (США, Германия и др.). Для реализации такого преобразования государство на законодательной основе должно создать условия, при которых будет целесообразна передача лесных земель в собственность субъектов Российской Федерации и Муниципалитетов, чем обеспечит более эффективное их использование и воспроизводство в сравнении с существующими формами лесовладения.  Местные фермеры должны иметь преимущественное право на аренду лесов. Также необходимо законодательно утвердить возможность частного лесовладения земель, выведенных из сельскохозяйственного оборота и пригодных для выращивания леса. Выращивание леса с последующим переводом его в лесной фонд должно стать одним из условий приватизации лесной земли физическими лицами (гражданами). Развитие агро-лесо-фермерских хозяйств позволит повысить занятость населения, увеличить его доходы, улучшить условия труда и быта в сельской местности. Частное лесовладение создаст возможность ввести в хозяйственный оборот территориально рассредоточенные лесные насаждения, которые были объектами интенсивных рубок в прежнее время.

1.6. Создание Института развития сельских территорий и малых городов при Администрации Президента РФ с отделениями в регионах и муниципалитетах. Данные институты могут работать по трём направлениям:

- Экономического развития и инвестиций

- Сельских старост (взаимодействие с жителями территории)

- Информационного обеспечения. 

Институт развития сельских территорий выступает координатором межведомственных отношений органов власти региона, принимающих участие в реализации программных мероприятий развития сельских территорий (Федеральные, Региональные и муниципальные программы). Институт использует критерий оценки конечного результата – развитие потенциала территории и реальное улучшение жизни человека. Одна из его задач - проведение комплексного мониторинга сельских поселений: наличия кадровых и финансовых ресурсов, состояния объектов социальной инфраструктуры, систем жизнеобеспечения и жилищного фонда. Совместно с сельскими старостами и органами МСУ Институт развития сельских территорий, оказывает содействие в разработке основных приоритетов развития по каждому населенному пункту, так называемых точек роста. По результатам мониторинга формируется база данных, которая позволит получить ясное видение всего сельского комплекса региона с его проблемами и перспективами долгосрочного развития. Совместно выработанные первоочередные задачи впоследствии будут положены в основу Концепции развития сельских территорий каждого региона РФ в период 2018 - 2024 г.

Отдел информационного обеспечения выполняет функцию аккумуляции и распространения важной информации федерального и регионального уровня, максимально охватывающей потребности жизни в сельских территориях.

Территориальными представителями Института развития сельских территорий будут созданные научные и учебно-практические  центры (центр лучших практик кооперации - ЦЛПК), использующих как российский, так и международный опыт для повышения квалификации существующих навыков и профессий, а также обучения жителей новым современным профессиям и технологиям. Целью этой структуры будет систематизация научных, исследовательских и практических работ по развитию сельских территорий и малых городов.

Деятельность ЦЛПК включает в себя, но не ограничивается, следующим:

1.  Сбор данных о локальных сообществах в сельских территориях и малых городах.

2.  Изучение, формализация, развитие и стандартизация форматов деятельности.

3. Обучение практикам организационной, экономической и производственной кооперации широкого круга заинтересованных лиц.

4. Помощь в разработке новых проектов развития локальных общественных инициатив и в деятельности уже существующих.

5.   Помощь в организации сетей взаимодействия участников локальных сообществ.

6. Предоставление экспертизы органам законодательной и исполнительной властей страны различных уровней с целью улучшения практик государственного и муниципального управления, нормативной базы деятельности организаций всех форм собственности.           

Необходимо создание условий, при которых поселения со временем начнут вести себя как самовоспроизводящиеся структуры в соответствии с изменениями специализации территории и расширением профильности поселения. Такие самовоспроизводящиеся поселения будут основой новой экономики, современного гражданского общества.

Данная структура будет отвечать за реализацию программы развития «Пятилетки Укоренения Народа на Земле» и взаимодействуя с органами исполнительной и законодательной и представительной власти, снижая риски издержек централизации управления. Результатом работы института развития сельских территорий будет конкретный результат – Освоение Великолепного пространства земель России!

1.7.  Для отработки механизмов развития кооперации, взаимодействия с органами власти и бизнеса предлагаем в 7-10 регионах начать пилотные проекты и создать «Образцы» многопрофильной самодостаточной экономики. Территории для реализации пилотных проектов подбираются исходя из результатов проработки её возможностей с учётом использования природного, человеческого и материального потенциала территории, разработанного и утверждённого бизнес-плана. По результатам пилотных проектов будет подготовлен проект тиражирования лучших базовых практик локальной экономики на другие территории, охватив 100% сельских территорий в течение 5 лет.

2. Завершение земельной реформы.

Земля – основа территориально-экономического пространства развития страны. Она, являясь одним из важнейших источников и инструментов развития, до сих пор остаётся в России ресурсом, который используется с недостаточной отдачей, более того – часто превращается в барьер на пути устойчивого роста и повышения благосостояния страны, регионов, муниципалитетов и граждан. Богатейшие земельные активы страны уже в ближайшее время должны эффективно работать на наш народ и нашу Россию. В этом наиважнейшем деле огромную роль должны сыграть и те чрезвычайно важные решения, которые приняты на общероссийском народном Съезде 2 марта. Что же касается решения проблемы укоренения народа на земле, то в качестве неотложных мер предлагается Правительству Российской Федерации:

2.1. Разработать «Основные направления земельной политики государства на перспективу до 2035 года», чётко определившую ее цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации. Подготовить и внести в Госдуму РФ проект закона по данной проблеме.

2.2. Сформировать современную систему государственного управления земельными ресурсами страны включающую:

- делегирование муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации,  направленных на увеличение размера земельных налогов,  на увеличение их налогооблагаемой базы за счёт передачи части государственных земель в муниципальную собственность;

- территориальное землеустройство с завершением разграничения государственных земель, на федеральную, субъектов РФ и муниципальную собственность;

- информационное обеспечение, в том числе инфраструктура пространственных данных землеустройства и кадастра с созданием доброкачественных планово-картографических материалов на всю территорию страны;

- ведение на их территории государственного учета всех земель;

- обязанность постановки на учет и регистрации всех земельных участков, независимо от их принадлежности и форм собственности;

- развитие инфраструктуры земельного рынка;

- прогнозирование и планирование рационального использования земель и их охраны на всех уровнях государственного и муниципального управления;

- мониторинг земельных ресурсов;

- контроля (надзора) за использованием и охраной земель на основе концентрации его функций в едином органе по управлению земельными ресурсами;

- администрирование земельных платежей на базе научно обоснованной оценки земли и иных объектов недвижимости, выполненной на основе рентной стоимости;

- кадровое обеспечение в сфере управления земельными ресурсами.

2.3. Восстановить в структуре Правительства Российской Федерации единый орган государственного управления земельными ресурсами страны, в полной мере обеспечивающий реализацию долгосрочной земельной политики государства и организацию рационального использования земель и их охраны.

2.4. Провести сплошную инвентаризацию земельных ресурсов страны, обеспечить закрепление в федеральную, субъектов РФ и муниципальную собственность бесхозных и неиспользуемых земельных участков, невостребованных земельных долей, с  последующим предоставлением их в собственность или аренду субъектам хозяйственной деятельности, включая и земельные фонды, создаваемые муниципалитетами для инвестирования развития сельских территорий.

2.5. Разработать и принять в кратчайшие сроки новую редакцию закона «О землеустройстве» с установлением перечней землеустроительных действий, входящих в прерогативу государства, органов местного самоуправления и правообладателей земельных участков.

Для рассмотрения важнейших для народа, общества и государства земельных проблем создать при Президенте Российской Федерации Совет по земле.

Создание современной системы управления земельными ресурсами не потребует дополнительных финансовых средств, поскольку за счет резкого сокращения чиновников всех рангов, перевода ряда структур на оказание госуслуг в системе госучреждений, а также объединения выделяемых многочисленным ведомствам средств на земельные дела, появятся значительные дополнительные источники финансирования для создания планово-картографической основы на всю территорию страны, проведение инвентаризации и оценки земли, разработки проектов территориального землеустройства, ведение кадастра и регистрации прав и другие действия государства, без которых невозможно искоренить крайне негативную ситуацию, которая пронизала насквозь всю земельную сферу. Необходимо навести в ней порядок и перейти к эффективному управлению земельными ресурсами страны.

Важно отметить и то, что в результате реализации предложенных мер резко повысится доверие народа к власти,  максимально сократятся земельные споры, более надежно будут обеспечены своему народу гарантии прав на землю, в разы увеличится налогооблагаемая база, а соответственно и поступления в местные бюджеты. Новый земельный курс создает условия для вовлечения в принятие решений и реализацию новой земельной политики главной созидательной силы России – гражданского общества, которое обеспечит системную работу с народом на территориях, тесные связи с социальными и профессиональными слоями, работу в трудовых коллективах.

Одновременно тесное взаимодействие народа, общества и государства станет основой создания в стране современной системы земельных отношений, где многонациональный народ России станет хозяином земли, обретет свои права и свободу, гражданский мир и согласие, сохранит исторически сложившееся государственное единство, любовь и уважение к своей Родине и Отечеству, веру в добро и справедливость. Земля всегда была основой жизни и деятельности нашего народа. А государство обязано создать для этого всё необходимое. Наш народ давно ждет этого. От того, как Россия будет распоряжаться своим мощным базовым земельным активом, во многом зависит не только её будущее, но и территориальная целостность и авторитет как сильной мировой Державы.

Судьба нашего народа всегда была тесно связана с российской землёй, которая была предметом постоянных забот государства и общества и стояла в одном ряду с укреплением армии и флота. Она во все времена занимала достойное место в системе государственного управления страной. Народ надеется, что и сегодня государство это место за ней сохранит.

Есть два пользователя земельных ресурсов в части сельскохозяйственного производства, крестьянско-фермерский, включающий личные подсобные хозяйства, и крупный - аграрно-производственный.  Крупный аграрный бизнес ориентирован прежде всего на извлечение прибыли, а не на развитие сельских территорий. Неограниченное внедрение крупного бизнеса в сельскую сферу нарушает права населения на сохранение образа жизни, развитие институтов частной собственности и независимых источников дохода семей. Наличие неограниченного влияния узкой группы латифундистов влечет серьезные риски для государственного строя. Стало быть, речь идет об укреплении стабильности экономики. Именно с такими обстоятельствами было связано резкое укрупнение фермерских кооперативов в Европе после Второй мировой войны. И ведущие игроки на рынке продовольствия сегодня — не частные агрохолдинги Европы, а кооперативные структуры Франции, Германии, Дании, Голландии и Скандинавии, которые состоят из сотен тысяч семейных хозяйств, работающих по общим для всех правилам, законам и технологиям. В связи с этим Съезд предлагает:

2.6. Ограничить владение земельными ресурсами в «одних руках», как частными, физическими лицами, так и юридическими, аффилированными с одной семьёй, в собственности, а также в аренде, земельным участком составляющим от 5 до 10 % от общего количества земли, находящейся в МО, в количественном эквиваленте от 5 000 до 20 000 гектар, в зависимости от региона.

2.7.  При полном обеспечении всех желающих, проживающих на территории, земельными участками в соответствии с первоначальными и основными правилами, остаточное количество земли выставляется на арендный аукцион либо через конкурс бизнес-планов, реализуемых на необходимых землях.

2.8. Необходимо сформировать земельный фонд будущих поколений, который должен составлять не менее 20% от общего количества земли, находящегося в муниципалитете. Земля, находящаяся в фонде будущих поколений, сдаётся в аренду, через аукцион, в котором приоритетное право имеют местные жители.

2.9. Владельцев земельных участков на правах собственности в настоящее время,  имеющих наделы больше обозначенных ограничений, необходимо стимулировать к выкупу их муниципалитетом, за счёт увеличения земельного налога от 4 до 10 раз в зависимости от региона и ликвидности земельного ресурса. Земельные участки выкупаются муниципалитетом по цене её первоначальной покупки с учётом % инфляции.

2.10. Создание земельной комиссии в каждом муниципальном образовании для решения любых земельных вопросов. В состав которой входят: 50% представители исполнительной и законодательной власти, 50% с/х производители, предприниматели и общественники.

2.11. На землях, примыкающих к населённым пунктам (деревни и сёла, расположенные на расстоянии не менее 50 км от крупных городов), необходимо упрощение процедуры перевода земли из земель сельскохозяйственного назначения в земли с категорией использования - «Для ведения КФХ». Данный классификатор необходимо вернуть (в настоящее время его отменили) с возможностью осуществления на них адресной регистрации.

2.12. Каждой желающей российской семье предоставить право обустроить своё Родовое поместье, законодательно определить статус Родовых поместий и ввести в Классификатор ВРИ как новый вид разрешённого использования земли. Земельные участки для обустройства Родовых поместий предоставлять безвозмездно с правом строительства жилого дома и регистрации в нём по постоянному месту жительства, (аналогия программы) "Дальневосточного гектара". Распространить программу "Дальневосточного гектара" (ФЗ № 119 от 01.05.2016 г.) на всю страну, чем и обеспечить возвращение семей и Родов в сельскую местность и Укоренение Народа на Земле.

3. Меры государственной поддержки развития экономики территорий.

Отличие экономики малых городов и сельских территорий от экономики крупных городов – это наличие в её составе трудовой, относительно самостоятельной демографической и поселенческой базы и социальной инфраструктуры. Ни одна другая многоотраслевая хозяйственная система не связана так с социальной сферой территории, как аграрная и моно-городская. В свою очередь, их социальное благополучие определяет состояние местной экономики, которая финансирует основные запросы населения. Развивая малые и средние формы хозяйствования, мы сможем уйти от «массового», некачественного и дорогого продукта питания и выйти на международный уровень разделения труда, что позволит полноценно наполнять муниципальные бюджеты и соответственно улучшать социальную и экономическую инфраструктуру сельских территорий. А развитые с помощью государства субъекты малого и среднего бизнеса охотно несут дополнительную социальную нагрузку, необходимую для своей территории. По историческому опыту мы знаем, когда земства самостоятельно за счёт экономики своих производителей содержали образование, медицину и осуществляли охрану общественного порядка. В этой части мы предлагаем:

3.1.   Увеличение создания и модернизации семейных молочных ферм до 2000 шт. в год, с поголовьем от 10 до 180 коров, в течении 5 лет, с федеральной государственной поддержкой в виде грантов – 5-20 млн. рублей на 1 ферму, из федерального бюджета, 3-20 млн. рублей в виде кредита с % ставкой не более 3% годовых.

3.2. Определить государственную поддержку на создание прочих ферм по выращиванию свиней, коз и овец, до 5000 шт. в год, со средним поголовьем 500 голов, в течение 5 лет, с федеральной государственной поддержкой в виде гранта – 10 млн. рублей на 1 ферму, из федерального бюджета, 10 млн. рублей в виде кредита с % ставкой не более 3% годовых.&