Вторник, 19 Марта 2024
V Всероссийский Съезд делегатов сёл деревень и малых городов
Общественного движения народов земель России
«Федеральный сельсовет»
13 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА г. МОСКВА
РЕЗОЛЮЦИЯ
Съезд, обсудив проект основных предложений для внесения их в работу по формированию Национального проекта «Развитие сельских территорий», решил:
Предложения ОД «Федеральный Сельсовет»
в Национальный проект «Развитие сельских территорий»
I. Общие положения
Экономический эффект от внедрения вносимых предложений:
Итого за 5 лет осуществления Проекта экономический эффект составит 5,76 трлн. руб.
Дополнительно: предлагаемые изменения в муниципальном бюджетировании влекут уменьшение в течение 5 лет дотаций и субсидий на содержание муниципальных образований до 50% от существующих.
а) «сверху» – Институт развития сельских территорий и Агентство развития сельских территорий – Надведомственные структуры, при заместителе Председателя Правительства РФ, либо Администрации Президента РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, территориальные министерства, земельные комиссии, Банк развития и кооперации, органы местного самоуправления;
б) «снизу» – народные активисты и инициативные граждане, входящие в экспертный совет ОД Федеральный сельсовет в следующих формах участия: соотносимые с Проектом пилотные проекты ОД Федеральный сельсовет, земельные комиссии, экспертно-аналитическая работа в рамках деятельности Агентства развития сельских территорий и Института развития сельских территорий.
а) Агентство развития сельских территорий - для помощи в формировании местной экономики в территориях, максимального использования потенциала устойчивого развития сельских территорий и территорий малых городов и возможностей государства, организации взаимодействия всех участников процесса, содействие в подготовке и сопровождение территориальных проектов развития до выхода их на самоокупаемость, а так же для учета и контроля средств господдержки, выделенных для реализации Проекта и обратной связи с органами управления земельными ресурсами на местах – от жителей и органов местного самоуправления до федеральных министерств и ведомств;
б) Институт развития сельских территорий - для систематизации проработанных данных в территориях, внесения дополнений и изменений в существующие программы развития, формирования предложений по созданию новых программ развития, а также научной оценки предложений и изменений;
Предложения ОД «Федеральный Сельсовет» основаны на Перечне поручений Президента РФ, по итогам заседания Госсовета и Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 06 мая 2014 года и поставленной задачи Президентом в Указе от 7 мая 2018 года «О Национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года».
Данные предложения сформированы ОД «Федеральный Сельсовет» совместно с Благотворительным Фондом «Спасти Село», Центром Стратегических Разработок, РАНХиГС, а также с привлечением профессионального сообщества, имеющего практический и научный опыт в вопросах кооперации, предпринимательства, в изучении лучших практик развития сельских территорий и малых городов РФ и сформулированы в основных принципах развития сельских территорий и малых городов РФ и программе «Генеральный план пятилетки укоренения народа на земле», которые предлагаем учесть при реализации Проекта.
ОД «Федеральный Сельсовет» поддерживает разработанные Центром Стратегических Разработок «Основные направления земельной политики государства до 2035 года», определившую ее цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации и считает необходимым подготовить и внести в Госдуму РФ проект закона по данному вопросу.
II. Социально-экономические условия принятия Проекта
2.1. В сельской местности и малых городах России проживает 66 млн. человек – в основной массе это бедные и очень бедные жители. Тотальная безработица, финансовая безысходность и нередко нищета, моральное отчаяние провоцируют их на миграцию в большие города. Многие жители деревень, сел и малых городов обречены на недостойное их важной роли и потенциала существование. Демографическая ситуация на селе ухудшается из года в год, а количество сельских населенных пунктов, по прогнозам, к 2030 году может уменьшиться на несколько десятков тысяч. В 17 тыс. населённых пунктов России отсутствуют производства, причем в 12 тыс. сёл и деревень нет ни одного рабочего места. Есть дорога, электричество, жильё, люди, но производства нет.
Сельские территории были всегда основой здоровой демографии страны. За счёт миграции в города на протяжении всей истории происходило генетическое оздоровление городского населения. При ухудшении условий жизни на селе и сопутствующем распространении в сельской местности алкоголизма и других пороков, следствиями которых является биологическая и культурная деградация людей, миграция населения в города перестаёт оказывать оздоравливающее воздействие на городское население.
2.2. Равномерная заселённость жителей по всей территории страны считается стратегическим геополитическим её преимуществом, влияющим на национальную безопасность.
Обезлюдению сельских территорий России способствует ликвидации производственной деятельности – основы благополучия каждого общества. Мы считаем, сегодня в России разыгрывается аграрная трагедия: по данным Росстата, за последние 10 лет количество фермерских хозяйств в стране сократилось на 40%, и этот процесс продолжается. Сократилась также доля личных подсобных хозяйств.
Это происходит, в основном, из-за массовой и искусственной ликвидации малых хозяйств в противовес росту и поддержке агрохолдингов. Можно сказать, что с государственной помощью идет формирование раздвоенной структуры аграрного сектора страны: с одной стороны, крупные и гигантские агрохолдинги, с другой – небольшие фермерские хозяйства. Однако в этом тандеме фермеры поставлены на грань выживания, а базовыми игроками аграрного рынка в России являются крупные производители, поэтому большая часть государственной помощи достается именно им.
2.3. Поворотным событием изменения аграрной политики должны были стать поручения Президента РФ от 06 мая 2014 года, где главный упор делался на сохранение и умножение российского народа, на подъём сельскохозяйственного производства через различные формы сельской кооперации, поддержку местных инициатив, становление местного самоуправления и развития человеческого потенциала.
Однако на практике мы видим обратное действие, а именно: Правительство РФ досрочно прекратило реализацию программы «Устойчивое развитие сельских территорий», которая была создана по итогам поручений Президента России. Осуществление задач программы «Устойчивое развитие сельских территорий» было поручено Минсельхозу РФ, но де-факто в ее реализации участвуют ещё 11 министерств и ведомств, полноценной координации межведомственного взаимодействия между которыми добиться не удалось. Ее отсутствие повлекло последующую невозможность достижения единства показателей и общего результата в реализации программы «Устойчивое развитие сельских территорий».
Сегодня становится очевидным, что эффективная социальная политика на селе и в малых городах России без активного участия всего сельского населения и придания особой роли местным, локальным, сообществам невозможна. Именно на уровне региона и муниципального образования социальная политика государства приобретает те конкретные черты и характер, которые необходимы для достижения реального конкурентного прорыва экономики.
В системе социально-ориентированной рыночной экономики человек является главным приоритетом в системе ценностей. Государственная политика, в связи с этим, должна быть направлена на развитие и совершенствование секторов и сегментов экономики, которые способствуют созданию условий для эффективной трудовой деятельности и совершенствования личности. Особо важным условием жизнедеятельности населения страны является развитие социальной сферы. При этом появление новых ценностей, формирующих высокий жизненный уровень, составляют основу улучшения и повышения качества жизни человека.
Социальная сфера как особый объект управления оказалась наиболее уязвленной в долгих и глубоких депрессивных процессах 20-летних реформ российской экономики. Начав в 1990-х гг. и по сей день отстаивая свои интересы в условиях потребительского рынка, когда из государственного и региональных бюджетов субсидируются и потребитель и производитель социальных услуг, функциональные комплексы, как правило, статически реагируют на изменения во внешней и внутренней среде, а потому не способны насытить даже базовые потребности.
Используемые в настоящее время подходы, принципы и механизмы управления социальной сферой, а также экономической сферы, как правило, основываются на ранее накопленном опыте, что составляет их слабую адаптацию к современным вызовам IY Промышленной революции, требованиям мирового рынка, но главное – не соответствуют революционным требованиям рывка российской экономики по нескольким направлениям, которые обозначены рядом национальных стратегических документов, принятых в 2015-2017 гг.
В целом системы управления социальной сферой и сферой экономики, а также отчасти духовной сферой не позволяют обеспечить нормальные условия жизнедеятельности человека и, соответственно, высокое качество жизни населения.
Таким образом, проблема совершенствования механизмов, инструментов, также принципов и целевых установок управления в свете решения глобальной задачи – повышение качества жизни – должна решаться на основе разработки новых моделей управления, позволяющих сформировать оптимальные взаимосвязи и взаимодействия социальной, экономической и духовной сфер деятельности общества.
III. Состояние рынка сельскохозяйственной продукции Российской Федерации
Сельское хозяйство является одной из немногих отраслей реального сектора экономики, показывающей устойчивый рост даже в условиях кризиса: валовой сбор зерновых превысил 107 млн. тонн (рост 91% в 2018 г. в сравнении с 2010 г.); урожайность зерновых = 25,6 ц/га (прирост 42% в 2018 г. в сравнении с 2010 г.); производство мяса составило 10,4 млн. тн (прирост 45% в 2017 г. в сравнении с 2010 г.). Также с 2017 г. наблюдается рост продуктивности скота и птицы: надои молока увеличились на 455 кг на одну корову, яйценоскость повысилась и составила 283 шт., среднесуточный привес крупного рогатого скота увеличился на 8,2%. Сократились потери от падежа скота.
Малые формы хозяйства во всем этом активно участвуют, производя 53,9% валовой сельскохозяйственной продукции. Однако простому фермеру в России живется нередко так, что впору бросить все и уехать с семьей из села. Во всем мире именно малый бизнес является драйвером развития сельского хозяйства. Приведем пример результата работы аграрного сектора Италии, имеющей средние показатели развития сельского хозяйства среди стран ЕС: в 2016 году 2940 тыс. крестьянских хозяйств в этой стране произвели продукции на 180 млрд. долларов. В Российской Федерации сельское хозяйство произвело продукции всего на 70 млрд. долларов. Хотя наблюдается небольшой рост освоенных земельных угодий, тем не менее в целом из ранее осуществляемого оборота земельных ресурсов выведено 5,4 / 38,4 млн. Га (в сравнении с 2000 г. и 1990 г. соответственно). Также сократилось на 9 млн. голов, т.е. 30%, поголовье крупного рогатого скота (в сравнении с 2000 г.)
Казалось бы, в поручениях Президента предусмотрено все, что требуется для развития фермерства и развития сельских территорий. На деле же реализация государственной программы сводится лишь к финансовой составляющей развития сельского хозяйства. Но и в ней имеются диспропорции: до 90% государственной поддержки забирают крупные агрохолдинги, и лишь 10% расходуется на развитие собственно сельских территорий и малых хозяйств. Агрохолдинги сосредоточены, как правило, на производстве не качественных продуктов питания, так как при производстве используют антибиотики, а также по сравнению с малыми формами хозяйствования создают очень мало рабочих мест, как в самом сельскохозяйственном производстве, так и в смежных отраслях экономики, а основные машины, оборудование и расходные материалы закупают за рубежом.
Наукоёмкость отечественной сельхозпродукции мизерна в сравнении даже со средними странами ЕС, что ставит многих российских сельхозпроизводителей в жестокую зависимость от импорта. Парк сельскохозяйственной техники имеет высокий уровень износа и морального устаревания. Качество и безопасность сельскохозяйственной продукции, а также высокий уровень контрафактной продукции, составляющий 10-40% в зависимости от сегмента рынка, обсуждаются многие последние годы и стали характерной проблемой пробуксовывания регламентации и стандартизации для целого ряда перерабатывающих отраслей сельского хозяйства.
Несмотря на положительную динамику сельскохозяйственной сферы российской экономики в целом, ее рост достигается, как правило, в результате внедрения более эффективных технологий в производственную часть сельскохозяйственного цикла воспроизводства. Причем большинство показателей прежних лет по выпуску сельскохозяйственной продукции все равно не достигнуто. Показатели же глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, являющейся сырьем для более высоких степеней передела, значительно отстают от возможностей отечественного рынка, как во внешнем, так и внутреннем потреблении.
Таким образом, потенциал рынка сельскохозяйственной продукции в РФ – как в части производства, так и в части распределения, обмена и потребления – огромен.
IV. Направление развития сельских территорий
4.1. Мы уверены, что основой и преобладающим вектором развития сельских территорий в России должно быть создание в них местной – локальной – экономики, базирующейся на кооперации и вовлекающей в процесс кооперации личные подсобные хозяйства, которые в данное время почти не участвуют в территориальной экономике РФ. Личные подсобные хозяйства могут давать сельскохозяйственную продукцию для переработки в кооперативы, тем самым, увеличив налоговые поступления от кооперативов при продаже конечной продукции, обеспечивая экологически чистой продукцией питания своё население, а также горожан как основных потребителей.
4.2. Задачей государства и общества является обеспечение условий для создания в каждой территории локальной экономики и, соответственно, в каждом населённом пункте производств, созданных как индивидуально, так и на основе кооперации. Это могут быть: семейные фермы, перерабатывающие мини-цеха пищевой или лёгкой промышленности, деревообрабатывающие и иные товарные производства на основе экономической целесообразности, диверсификации и природно-территориального потенциала.
4.3. Государство может сократить федеральные и региональные затраты, полноценно используя природный потенциал своих сельских территорий и создав в них диверсифицированную экономику, способную при небольших изменениях в Бюджетном Кодексе формировать самодостаточные местные бюджеты. В то же время добавление новых принципов государственной политики в отношении развития сельских территорий позволит создать новые импульсы и новые условия для мотивации общества и органов исполнительной власти к прорывному развитию экономики страны в целом.
V. инвестиции для управления Проектом
5.1. Финансовые средства необходимые (инвестиции) для реализации предложений:
5 лет (первый этап).
1.Трактор класса 0,6-2 = 100 000шт./120 млрд. рублей. (1,2 млн.рублей/шт.)–
18 млрд.рублей гос. поддержка.
2.Трактор класса 4 = 50 000шт./175 млрд. рублей. (3,5 млн.рублей/шт.) –
26,25 млрд.рублей гос. поддержка.
3.Трактор класса 5-7 = 12 000шт./84 млрд. рублей. (7 млн.рублей/шт.) –
12,6 млрд. рублей гос. поддержка.
4.Автомобили(спецтранспорт) = 100 000шт./400 млрд. рублей. (4 млн.рублей/шт.) –
60 млрд. рублей гос. поддержка.
5.Комбайны (всех типов) = 60 000шт./420 млрд. рублей. (7 млн.рублей/шт.) –
63 млрд. рублей гос. поддержка.
6.Навесное оборудование = 1трлн. рублей. (сеялки, бороны, дискаторы, опрыскиватели и др.) – субсидия предоставляется регионами.
7.Склады, гаражи, здания = 3трлн. рублей (300млн.м2 *10 000 рублей/м2)
8. Фермы молочные (100 голов) = 10 000шт./40 млн.рублей =400 млрд.рублей
(20млн.рублей/шт. гос. поддержка = 200 млрд.рублей).
8.1. Фермы прочие (от 500 до 5000 голов) = 25 000шт./20 млн.рублей = 500 млрд.рублей (10млн.рублей/шт. гос. поддержка= 250 млрд.рублей).
9.Оборудование пищевого и промышленного производства:
(комплекты цехов и заводов) = 15 000шт./600 млрд. рублей (40 млн.рублей/комплект) – (210 млрд.рублей гос. поддержка – 70 млн. на 1 кооператив)
10.Жильё (дом 150 м2) = 300 000шт/45 000 000м2/30000 руб/м2 = 1,35 трлн. рублей (270 млрд. руб. гос. поддержка – 0,9 млн. рублей на 1 дом.)
11.Социальная инфраструктура (детские сады, школы, клубы) = 300 000 млрд. рублей Гос. поддержка – 100%.
12.Инженерная инфраструктура = 300 000 млрд. рублей. Гос. Поддержка – 100%.
13. Создание новых КФХ = 15 шт. в 3000 нас. пунктах = 135 млрд. рублей гос. поддержка
Итого в течение 5 лет =9,610трлн. рублей, в том числе:
– 2,445 трлн. Руб. - Гос. поддержка в рамках существующих программ.
- 215 млрд. руб. - собственные средства предпринимателей, участников программы, в том числе:
60млн. рублей *3000 кооперативов = 180 млрд. рублей.
500тысяч рублей * 70 000 новых КФХ = 35 млрд. рублей.
- 6,950трлн. рублей – привлечённые средства, через банки, потребительские и кредитные кооперативы.
VI. Показатели Проекта
Реализация миссии Проекта и запланированной Проектом стратегической цели обеспечивается за счет достижения следующих показателей к 2024 году:
Как итог реализации программы прогнозируется ежегодный рост ВВП РФ на 7-10%, ликвидация безработицы (в совокупности до 9 млн. новых рабочих мест при 3,9 млн. человек безработных по состоянию на январь 2018 г.) и снижение уровня малоимущего и крайне бедного населения в сельских территориях вдвое.
VII. Предложения по достижению тактических целей
Тактическими целями Проекта являются:
Организация и развитие многопрофильной, самодостаточной локальной – МЕСТНОЙ экономики
1. Земля и земельные отношения.
Земля – основа территориально-экономического пространства развития такой крупной страны, как Российская Федерация. Однако, являясь одним из важнейших источников и факторов развития, земля до сих пор остаётся ресурсом, который используется с недостаточной отдачей, более того, земельные отношения часто превращаются в барьер на пути устойчивого роста благосостояния страны, ее регионов и ее граждан.
Сегодня в России имеются два основных типа пользователей земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения – крестьянско-фермерский, включающий личные подсобные хозяйства, и крупный, аграрно-производственный. Крупный аграрный бизнес ориентирован, прежде всего, на извлечение прибыли, а не на развитие сельских территорий. Неограниченное и непропорциональное внедрение крупного бизнеса в сельскую сферу деформирует развитие институтов частной собственности, нарушает права населения на прогнозируемое сохранение образа жизни и независимых источников дохода семей. В странах с развитым сельским хозяйством, таких, как Франция, Германия, Дания, Голландия, Норвегия, Финляндия, на рынке продовольствия ведущими структурами являются кооперативные формы и сотни тысяч семейных хозяйств.
Без включения земельных активов в стратегические планы развития страны цели прорывного развития экономики, озвученные Президентом России, не будут достигнуты. Мы – жители деревень, сёл, городов, научное и экспертное сообщество – готовы включиться в данную работу с полной ответственностью и пониманием, причем на реализацию наших предложений не потребуется дополнительных средств.
7.1.2. Необходимо осуществить следующие неотложные меры:
7.1.3. Для формирования системы государственного управления земельными ресурсами РФ необходимо:
7.1.4. Меры государственной поддержки развития экономики территорий.
Социальное благополучие территории определяется состоянием ее экономики, которая формирует финансовые потоки для удовлетворения основных запросов населения. Отличие экономики малых городов и сельских территорий от экономики крупных городов состоит в особой трудовой, демографической и поселенческой базе, относительно изолированной и самостоятельной социальной инфраструктуре. При этом ни одна другая многоотраслевая хозяйственная система не связана так с территориальной социальной сферой, как аграрная и моногородская.
Внесение предлагаемых изменений в Бюджетный Кодекс позволит полноценному наполнению муниципальных бюджетов и, соответственно, улучшению экономической и социальной инфраструктуры сельских территорий. Развитие с помощью государства субъектов малого и среднего бизнеса позволит им нести дополнительную социальную нагрузку, необходимую для своей территории. Развивая малые и средние формы хозяйствования, мы также сможем уйти от некачественного либо дорогого продукта питания.
Мы предлагаем следующие меры государственной поддержки, направленные на эффективное и устойчивое развитие локальной экономики сельских территорий: