Земля, народ и эффективное местное самоуправление

Земля, народ и эффективное местное самоуправление

Председатель Совета Межрегиональной

                                                                            общественной организации

                                                                  «Национальный союз землепользователей»

                                                                            д.э.н., профессор, академик РАН

                                                                            Н.В. Комов

 

Земля, народ и эффективное местное самоуправление –

базовая основа возрождения России

 

         Уважаемые участники Всероссийского Съезда делегатов от сел, деревень и малых городов нашей великой России. Сегодня рассматривается чрезвычайно важный для нашего многонационального народа вопрос - УКОРЕНЕНИЕ НАРОДА НА ЗЕМЛЕ. Он касается не только повышения качества жизни каждого человека, но и, в не меньшей степени, эффективного комплексного пространственного освоения и развития огромных российских земельных территорий, что является базовой основой возрождения России как великой мировой Державы.

         Другого пути у России нет. Сегодня крайне необходим выход на эффективный путь развития, который можно обеспечить только путем объединения усилий народа и власти на родной земле. Ведь наша страна самая крупная и самая богатая земельная держава мира. По самым скромным подсчетам ученых стоимость земельных активов России составляет более 200 трлн. долларов США.

         Только ей одной, нашей родной земле присущи такие жизненно важные для человека свойства: она ничем незаменимый природный ресурс, она территориальный базис и «скреп» государства, она кладовая недр и единая территория размещения и развития всех отраслей народного хозяйства страны, она главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве, а в рыночных условиях она еще и объект недвижимого имущества.

         И от того, как мы будем использовать это огромное, только ей присущее многообразие жизненно важных для людей свойств зависит качество жизни каждого человека. А здесь вне всяких сомнений чрезвычайно велика роль местного самоуправления. Только оно, но при поддержке государства, может решить проблему укоренения народа на земле.

         Сегодня в России назрела острая необходимость реально вовлечь наших граждан в решение вопросов местного значения на организацию жизнедеятельности граждан на родной земле.

         Поэтому реализация пятилетнего плана пространственного развития России на основе укоренения народа на земле должна занять особое место в истории развития современной России. Главная его ценность в том, что он является общенациональным масштабным проектом и будет примером единения всех россиян ради обеспечения прорыва в современное социально-экономическое развитие обширных самых крупных в мире российских территорий.

         Там они рождаются, там учатся, работают, ведут бизнес. И вся их жизнь связана с матушкой землей. На ней они продолжают славные традиции своих предков. И лукаво было бы замалчивать эти традиции и особенно сегодня, когда зачастую умышленно допускаются серьезнейшие ошибки, просчеты, а главное невосполнимые негативные последствия в использовании земли.

         Значимость земельных ресурсов в комплексном освоении территорий отмечена на заседании Президиума Госсовета РФ «О повышении  эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц» в октябре 2012 года. Главное внимание обращено совершенствованию использования земельных ресурсов как мощного фактора экономического и социального развития территорий и страны в целом.  Такова оценка значимости земельного фактора дана Президентом нашей страны.

         Особо им отмечено, что земельный потенциал реализуется малоэффективно, эта сфере поддается реформированию крайне медленно. В земельной сфере процветает бюрократизм. Люди находятся в положении бесправных просителей. Годы уходят только на бесплодные посещения многомиллионного чиновничества, не отвечающего ни за судьбу российской земли, ни за судьбу народа, живущего на ней. В результате при изобилии земли миллионы людей не могут её получить. И хуже того, даже получив документ граждане не уверены, что его государство не отберет или урежет в правах, так как земельная собственность в России не защищена. В итоге земли  не используется. Только пахотных земель не используется более 40 млн. гектаров, а всех земель более сотни миллионов. Не используется площадь пашни сколько её в такой высокоразвитой стране, как Канада. А теперь давайте подумаем, сколько продукции теряет Россия. А главное в стране исчезают с лица земли тысячи сел и деревень вместе с народом в них живущим. Заброшено огромное число малых городов. А там ведь корни «соли земли русской»  – нашего крестьянства.

         В России в отличие от развитых стран не проводится инвентаризация национального земельного богатства, отсутствуют государственный учёт, землеустройство и планирование использования земли на долгосрочную перспективу.  Многочисленные необоснованные, а во многом и вредные, ограничения в использовании земли. А местная власть их поддерживает. С мнением народа никто не считается.

         В стране сложилась парадоксальная ситуация, когда решения о выделении земли гражданам и бизнесу принимает местная власть, а право на неё оформляет огромная армия федеральных чиновников-регистраторов, которых государство содержит на федеральном бюджете. Мировая практика совершенно другая.  Кадастр и регистрация осуществляется за счет оказания госуслуг. А главными заказчиками наряду с гражданами и бизнесом является сама власть. Работая в отрыве от народа регистрационная система тормозит развитие земельных отношений в стране. Ей не нужны эффективное развитие территорий, размеры платежей за землю, соблюдение конституционного права граждан на землю. Большинство просителей земли направляются в судебные органы, которые забиты земельными делами. Сегодня регистраторы имеют столько регалий, каких нет не у одного ведомства. Он и главный регистратор, и главный инспектор по использованию и охране земель, и главный оценщик, и главный геодезист. От этого их необходимо срочно избавить. У юристов есть много другой работы по упорядочению многочисленных законодательных актов, связанных с землей.

         Из-за отсутствия эффективной системы управления земельной территорией на местах и безответственного, а порой и безграмотного отношения федеральных кадастровых регистрационных органов по оформлению прав на землю и недвижимость в стране сложилась парадоксальная ситуация, когда миллионы наших граждан потоком шлют письма и жалобы напрямую Президенту страны. Такого нет ни в одной стране мира. Это крайне опасно. Ведь из-за этого в стране создан полнейший «земельный хаос», что также  подтверждается  экспертами Центра стратегических разработок в изданных им материалах «Земля для людей».

         В них отмечено, что российская земля как основа территориально-экономического и пространственного развития страны используется неэффективно. Доступ к ней, гарантии прав собственности, ограничения и обременения, устанавливаемые властью, существенно и во многом отрицательно влияют на развитие экономики территорий и удовлетворение общественных интересов. Земля, являясь одним из важнейших источников и инструментов развития, до сих пор остается в России ресурсом, который используется с низкой отдачей, более того, превращается в барьер на пути устойчивого роста и повышения благосостояния страны, регионов и ее граждан. Земля так и не стала экономическим активом, в сфере земельных отношений не обеспечены гарантии прав добросовестных собственников и пользователей земли. А ведь это оценка высококвалифицированных и независимых экспертов, имеющих огромный жизненный опыт в сфере землепользования и земельных отношений.

         Без формирования продуманной земельной политики, отмечено в докладе Центра и изменений в сфере землепользователей земельных отношений невозможно рассчитывать на то, чтобы земля стала драйвером экономического развития России. Состояние дел в земельной сфере сегодня не удовлетворяет ни граждан, ни государство, ни бизнес. Для уже имеющихся собственников земля превратилась, по сути, в массовое обременение за счёт издержек по подтверждению своих прав на неё. Отсутствует стратегия управлению как федеральными, так и региональными муниципальными землями. Нет реальных планов поступления доходов от продажи или аренды земельных участков. Россия, являясь могучей земельной державой, не имеет существенных доходов от земли.

         Одной из главных причин такого безобразного распоряжения землей явилась ликвидация наиважнейшего государственного земельного органа – Госкомзема России и переход от комплексного изучения, проектирования и обустройства территорий к «точечному» участковому оформлению и изъятию из оборота наиболее ценных земель, что и приводит к запустению огромных российских территорий. Это отмечено экспертами особо. Ведь сегодня люди,  живущие рядом с лесом, не могут  войти в него и подобрать на дрова «бурелом», они не могут подойти к своей родной речке, все берега застроены, человек не может оформить свой перестроенный дряхлый столетний дом, там охранные зоны, например, памятников культуры. А ведь там его родовые корни. Чиновники из далекой Москвы на чистых листах вдоль и поперек перерезали все сельские территории, а местная власть в это практически не вмешивается. А ведь право вмешаться у неё есть и огромное.

         Хромает на обе ноги и правовое обеспечение развития территорий. Не видя и не зная жизненных проблем простых людей, на федеральном уровне сложилась практика законодательно решать их судьбы. В результате наболевшие чисто местные человеческие проблемы носят хронический характер и превращаются в многолетние тяжбы, где народ не имеет поддержки в судебных органах, да и местные чиновники часто бывают не на стороне граждан. Таких примеров миллионы.

         Все отмеченные проблемы являются следствием отсутствия долгосрочной земельной политики, рационального землепользования и эффективного управления  земельными ресурсами страны, и особенно на местном уровне. А они должны строиться с учетом социально-экономических и природных различий субъектов РФ, структуры управления страной и общественных интересов по управлению единым земельным фондом России. Таков главный вывод экспертов. Он объективный и соответствует выводам и решениям Госсовета и Президента страны.

         На отсутствие нормального землепользования в стране и территориального земельного планирования было обращено внимание и на заседании Госсовета по инвестиционной привлекательности регионов как основы экономического развития Российской Федерации, прошедшего в декабре 2017 года. В качестве примера показана ситуация с землей на территории Великого Новгорода, где выявлено 860 участков с неясным статусом, на которых возведены промышленные здания и жилые дома. Кадастровая стоимость этих участков 585 млн. рублей. А ведь земля под объектами находится вне правого поля. Теперь представим, каковы будут результаты в целом по России, когда будет проведена полная инвентаризация земли и недвижимости. Вот где огромный резерв страны и народа. А это в основном местные бюджеты. Думается, что такие огромные земельные финансовые активы займут достойное место в стратегии социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. Без этого не будет устойчивого развития страны.

         Сегодня же только наверху «распилом» российской земли занимаются полтора десятка министерств и ведомств не несущих никакой ответственности ни за землю, ни за народ на ней живущий. Такого многообразия центров «земельного влияния» нет ни в  одной стране мира. Власть сверху до низу не знает сколько в её ведении земельных ресурсов, какие они, сколько стоят и что могут дать народу, обществу и государству.

         А теперь вдумаемся, не сильно ли бездарно, не имея долгосрочной государственной земельной политики, государство разбрасывается самым дорогим, самым главным «народным добром» - землей, которая как реальный земельный актив, при эффективном его использовании поможет сделать Россию сытой, богатой и цивилизованной страной. Игнорирование огромной значимости земли стратегическая ошибка государства. По сути она и привела к тем глубоким «провалам» в земельной политике, которые мы сегодня имеем.

         Главный земельный документ практически во всем цивилизованном мире – Генеральный план использования земли, или план землеустройства, который служит базовой основой регулирования земельных отношений, создания земельной информационной системы, системы кадастра и регистрации прав, оценки земли, да и эффективного земельного оборота (рынка земли). ЗемлеУстройство (от лат. Сonstitutio – Устройство) – это Конституция Организации Использования Земли. А государство это наиважнейший для народа документ выкинуло из своего поля зрения.

         В связи с ведомственной разобщенностью в земельной сфере страны в последнее время в законодательной и нормотворческой деятельности практически исчезло само понятие «земля, а необоснованно и также грубо нарушая Конституцию РФ и земельное законодательство, его заменили на понятие «территория» и «зоны», что категорически не приемлет наш народ. Ведь он живет на земле, а не в «зоне».

         Также, о нарушение требования Конституции РФ, где равно защищены все виды собственности, государство сделало крен на частную собственность, которой в России всего лишь менее 8%. Остальные 92% - государственная земельная собственность. А это более 1,5 млрд. гектаров российской земли. Эта огромная территория, а она в большей части находится в северных, сибирских и дальневосточных регионах, также должна активно участвовать в рыночном земельном обороте. Для этих целей во многих развитых странах на аукционах продается право долгосрочной (50, 70 и более лет) аренды земли с оплатой всей суммы за весь арендуемый срок в казну муниципалитетов. Это огромные средства. Очень успешно это делается в Китае, где управляет всеми земельными ресурсами страны Министерство земельных ресурсов, которое входит в состав Госсовета. Для этих целей в Китае еще в 1997 году был принят специальный закон «Об управлении землями Китайской народной Республики». Прообразом данного Министерства был наш Госкомзем. Они с учетом своих особенностей практически полностью взяли нашу прекрасную систему земельного управления, за что по сей день благодарят нас. А в России в это же время Госкомзем, специалисты которого работали во всех уголках страны вплоть до сельских поселений, был успешно ликвидирован «рыночниками», которые решают и сегодня судьбу родной земли и нашего народа, но не в его пользу. Результаты их деятельности вам известны.

         И ещё одна, может быть даже самая главная земельная проблема для муниципалитетов. Сегодня у них практически нет своей земли, с которой они также участвовали бы в комплексном развитии сельских территорий. Поэтому государство обязано передать уже в ближайшее время в муниципальную собственность неиспользованные и практически заброшенные сельскохозяйственные, лесные и другие земли. Таких земель можно передать 150-200 млн. гектаров. Это будет чрезвычайно важным государственным мероприятием в восстановление древнейшего нашего собственного российского жизненного земского уклада, от которого во многом зависит судьба всех российских территорий, да и страны в целом. И это надо делать уже сегодня.

         Отвечая за комплексное обустройство и развитие собственных территорий и одновременно участвуя на условиях кооперации со своей муниципальной землей в рыночном обороте, создавая для этого специальные земельно-инвестиционные фонды развития территорий, они могут выступать ещё и надежным гарантом перед банками для кредитования малого и среднего бизнеса, включая и многочисленные фермерские хозяйства. Это уже будет не мнимый, а реальный источник успешного развития наших регионов и России в целом. Но для этого также нужно политическое решение руководства страны. Уверен, что оно будет.

         Анализ серьезных  просчетов и накопившиеся за долгие годы проблемы в российском землепользовании и в земельных отношениях на территориях указывают главные направления и необходимость разработки и принятия новой долгосрочной земельной политики России. Они вытекают из решений Президиума Госсовета по повышению эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц, из общественных и государственных интересов кардинальным образом разрешить чрезвычайно важную для России земельную проблему, а также из многомиллионных жалоб, просьб и предложений с мест наших граждан. Богатейшие земельные активы страны уже в ближайшее время должны эффективно работать на наш народ и нашу Россию. В этом наиважнейшем деле огромную роль должны сыграть и те чрезвычайно важные решения, которые будут приняты на сегодняшнем общероссийском народном Съезде. Что же касается решения проблемы укоренения народа на земле, то в качестве неотложных мер предлагается Правительству Российской Федерации:

1. Разработать «Основные направления земельной политики государства на перспективу до 2035 года», чётко определившую ее цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации. Подготовить и внести в Госдуму РФ проект закона по данной проблеме.

2. Сформировать современную систему государственного управления земельными ресурсами страны включающую:

делегирование муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации,  направленных на увеличение размера земельных налогов,  на увеличение их налогооблагаемой базы за счёт передачи части государственных земель в муниципальную собственность;

 территориальное землеустройство с завершением разграничения государственных земель, на федеральную, субъектов РФ и муниципальную собственность;

информационное обеспечение, в том числе инфраструктура пространственных данных землеустройства и кадастра с созданием доброкачественных планово-картографических материалов на всю территорию страны;

ведение на их территории государственного учета всех земель;

обязанность постановки на учет и регистрации всех земельных участков, независимо от их принадлежности и форм собственности;

развития инфраструктуры земельного рынка;

прогнозирование и планирование рационального использования земель и их охраны на всех уровнях государственного и муниципального управления;

мониторинг земельных ресурсов;

контроля (надзора) за использованием и охраной земель на основе концентрации его функций в едином органе по управлению земельными ресурсами;

администрирование земельных платежей на базе научно обоснованной оценки земли и иных объектов недвижимости, выполненной на основе рентной стоимости;

кадровое обеспечение в сфере управления земельными ресурсами.

3. Восстановить в структуре Правительства Российской Федерации единый орган государственного управления земельными ресурсами страны, в полной мере обеспечивающий реализацию долгосрочной земельной политики государства и организацию рационального использования земель и их охраны.

4. Провести сплошную инвентаризацию земельных ресурсов страны, обеспечить закрепление в федеральную, субъектов РФ и муниципальную собственность бесхозных и неиспользуемых земельных участков, невостребованных земельных долей, с  последующим предоставлением их в собственность или аренду субъектам хозяйственной деятельности, включая и земельные фонды, создаваемые муниципалитетами для инвестирования развития сельских территорий.

5. Разработать и принять в кратчайшие сроки новую редакцию закона «О землеустройстве»  с установлением перечней землеустроительных действия, входящих в прерогативу государства, органов местного самоуправления и правообладателей земельных участков.

 Для рассмотрения важнейших для народа, общества и государства земельных проблем создать при Президенте Российской Федерации Совет по земле.

Создание современной системы управления земельными ресурсами не потребует дополнительных финансовых средств, а наоборот, за счет резкого сокращения чиновников всех рангов, перевода ряда структур на оказание госуслуг в системе госучреждений, а также объединения выделяемых многочисленным ведомствам средств на земельные дела, появятся значительные дополнительные источники финансирования для создания планово-картографической основы на всю территорию страны, проведение инвентаризации и оценки земли, разработки проектов территориального землеустройства, ведение кадастра и регистрации прав и другие действия государства, без которых невозможно искоренить крайне негативную ситуацию, которая пронизала насквозь всю земельную сферу, навести в ней порядок и перейти к эффективному управлению земельными ресурсами страны.

Важно отметить и то, что в результате реализации предложенных мер резко повысится доверие народа к власти,  максимально сократятся земельные споры, более надежно будут обеспечены своему народу гарантии прав на землю, в разы увеличится налогооблагаемая база, а соответственно и поступления в местные бюджеты. Новый земельный курс создает условия для вовлечения в принятие решений и реализацию новой земельной политики главной созидательной силы России – гражданского общества, которое обеспечит системную работу с народом на территориях, тесные связи с социальными и профессиональными слоями, работу в трудовых коллективах.

Одновременно тесное взаимодействие народа, общества и государства станет основой создания в стране современной системы земельных отношений, где многонациональный народ России станет хозяином земли, обретет свои права и свободу, гражданский мир и согласие, сохранит исторически сложившееся государственное единство, любовь и уважение к своей Родине и Отечеству, веру в добро и справедливость. Земля всегда была основой жизни и деятельности нашего народа. А государство обязано создать для этого всё необходимое. Наш народ давно ждет этого. От того, как Россия будет распоряжаться своим мощным базовым земельным активом во многом зависит не только её будущее, но и территориальная целостность и авторитет как сильной мировой Державы.

Судьба нашего народа всегда была тесно связана с российской землёй, которая была предметом постоянных забот государства и общества и стояла в одном ряду с укреплением армии и флота. Она во все времена занимала достойное место в системе государственного управления страной. Народ надеется, что и сегодня государство это место за ней сохранит.