Пятница, 4 Октября 2024
Всего 5 лет назад фермер Александр Москвин, купив две сотни молочных коров, строил грандиозные планы. Даже в страшном сне он не мог представить, что в 2023 году ему придётся выливать тонны молока прямо на землю, а десятки бурёнок пойдут под нож.
«Проблем с реализацией молока не будет», — с уверенностью заявлял Москвин журналистам «Делового Петербурга» в 2017 году. И действительно, переработчики в то время жаловались на катастрофическую нехватку сырья.
Как же вышло, что сегодня фермер из Киришского района Ленобласти, как и сотни его коллег по цеху со всей страны, оказался на грани банкротства? Причина — в резком снижении закупочных цен на молоко. Фермеры вынуждены сдавать молоко за сущие копейки, работая не то что в ноль, а попросту в убыток себе.
Пей сам или выливай
В голосе Александра Москвина сквозит отчаяние: «Мы не понимаем, что делать с молоком. Такие деньги вложили огромные в производство, в том числе и государственные, выиграли грант 28,5 млн. Но сейчас мы не понимаем, куда девать молоко», — признался фермер в разговоре с 78.ru.
До того как заняться животноводством, Александр Москвин работал в сфере лесозаготовок. В 2012 году вместе с супругой решил попробовать силы и в агропроме, потратив на создание собственного хозяйства 50 млн рублей из своих средств и ещё столько же из государственных.
Сначала Александр Анатольевич сделал ставку на мясные породы скота: первыми в его стаде появились иссиня-черные коровы абердино-ангусской породы. Уже через пять лет в стаде насчитывалось не менее 1000 голов, фермер закупил современную технику, продукция шла нарасхват. Словом, хозяйство процветало. Но тут Москвина черт дёрнул вложиться в развитие молочного хозяйства.
Вначале проект казался очень перспективным: благодаря программе господдержки Москвин получил грант от правительства региона в размере 28 млн рублей. Добавив ещё 19 млн, семья Москвиных полностью перестроила коровник под нужды молочного производства, а затем закупила ещё 200 голов молочного скота.
Этот шаг оказался роковой ошибкой. В 2023 году закупочные цены на молоко неожиданно рухнули. Если пару лет назад Москвин сдавал молоко по 38-39 рублей и даже закупал определенные объёмы у более мелких соседей-фермеров, то теперь он просто не знает, куда ему девать удои: молокозаводы дают за литр не больше 25 рублей. Не хочешь — не сдавай. Пей сам или выливай в землю.
«Буду выливать», — невесело констатирует фермер. Да и поголовье бурёнок, скорее всего, придется сильно сократить.
У многих фермеров ситуация ещё хуже, продолжает Александр Анатольевич: "Работали с компанией-посредником, они возили наше молоко на Порховский молокозавод. Перестали выходить на связь, не берут трубку, больше миллиона задолженности. А есть фермеры, которым они 12 млн должны, — рассказывает Москвин. — В общем, просто кошмар на рынке творится".
По словам нашего собеседника, спасти молочные хозяйства может только повышение закупочных цен хотя бы до 32 рублей. Это тот минимум, который позволит аграриям сохранить поголовье и не свернуть хозяйство.
Молоко уже дешевле воды?
Увы, проблемы с избытком молока лишили сна не только фермеров Ленобласти. По всей стране сельхозпроизводители бьют тревогу: им предлагают сдавать сырьё за копейки, и это в лучшем случае. Зачастую предприятия и вовсе отказываются принимать молоко, а машины разворачивают обратно: склады переполнены.
В профильных сообществах животноводов царит уныние. Судя по комментариям, которые приводит «КП», нашему герою из Киришей ещё повезло: в Ростовской области молоко принимают по 22 рубля за литр, в Алтайском крае — по 19, а в Чувашии по 16-18 рублей. И это при том, что производство молока обходится минимум в 21 рубль.
«Мы уже давно в минус ушли», — признаются местные жители. Подобные цены в последний раз были на рынке лет пять назад, говорят люди. Но ведь за это время всё сильно подорожало: и корма, и удобрения, и топливо, и особенно техника.
Не лучше обстоит дело в Тюменской области. Так, местный портал 72.ru приводит грустные цифры, предоставленные местным фермером Шаймерденом Мектипбаевым. По его словам, дошло до того, что литр молока стоит дешевле литра воды — крестьяне работают в убыток.
Отчаявшийся аграрий даже обратился со своей бедой напрямую к губернатору Александру Моору. Он требует установить минимальную закупочную цену на молоке на уровне 45 рублей за литр. В противном случае, предупреждает автор, в окрестностях Тюмени вообще не останется молочных коров. Фермеры не видят иного выхода, как расстаться со своими кормилицами: скотину приходится сдавать на мясо, чтобы выручить хоть какие-то деньги и закрыть кредиты.
Практически один в один ситуация с молоком в соседней Свердловской области. Как пишет портал «ФедералПресс», закупочные цены на сырое молоко в регионе сейчас находятся на рекордно низком уровне, а объёмы производства, наоборот, только растут. Из-за этого перекоса многие хозяйства, особенно мелкие, могут попросту разориться ещё до конца этого года.
Откуда текут молочные реки
Причин резкого снижения закупочных цен на молоко сразу несколько, говорят эксперты, и все они наложились друг на друга.
Во-первых, объём потребления молока и молочных продуктов в России в последние годы неуклонно сокращается — этот факт подтвердил в беседе с 78.ru независимый эксперт по ритейлу Михаил Лачугин. Проще говоря, россияне стали покупать и есть меньше творога, йогурта, сыра и сметаны. Почему — вопрос сложный. Некоторые эксперты считают, что люди стали больше экономить и чаще делают выбор в пользу мяса, а не йогурта или творожка.
«Когда люди будут выбирать между сыром по 1000 рублей за килограмм и свининой или курицей, они выберут свинину или курицу», — пояснил гендиректор компании «Агро-Актив» Илья Бондарев в комментарии «ФедералПресс».
Кроме того, после ухода ряда крупных иностранных брендов (например, Danone, Campina и другие) рекламы молочных продуктов стало на порядок меньше. А потому и покупать их стали реже. По данным аналитиков, в 2022 году продажи творожных десертов снизились на 18,6%, а йогуртов — более чем на 15%. Продажи сметаны, творога и кефира снизились чуть меньше, но всё же тенденция налицо.
Во-вторых, возникли серьёзные проблемы с экспортом молочной продукции. Виктория Арсеева, исполнительный директор Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга, пояснила в беседе с 78.ru, что часть зарубежных рынков после февраля 2022 года для российских производителей закрылась. Сейчас молокозаводы пытаются найти другие рынки сбыта, но это достаточно сложный и долгий процесс.
В-третьих, объёмы производства молока неуклонно растут: это подтверждают многие эксперты, включая Викторию Арсееву и Михаила Лачугина. Почему это происходит, обывателю понять сложно.
Глава Ассоциации крестьянских хозяйств Калужской области Бабкен Испирян поясняет: все последние годы количество фермерских хозяйств только росло. В результате за один только 2022 год в России добавилось 2 млн тонн товарного молока: это на 40% больше обычных показателей. А объём запасов сухого молока и вовсе вырос в три раза по сравнению с 2021 годом. Не исключено также, что плохую шутку в данном случае сыграла селекция. Специалисты так стремились вывести наиболее молочную породу, что перестарались: коровы стали давать слишком много молока. «Генетика коров разогнана», — поясняет гендиректор компании «Агро-Актив» Илья Бондарев.
Ну и в-четвёртых, у российских фермеров появился серьёзный конкурент: белорусские производители. Даже при том, что их сливки, творог и йогурты приходится везти за тысячи километров, они порой стоит дешевле местных аналогов. К тому же среди российских потребителей распространено мнение, что белорусские товары более качественные.
Дешевле не станет
Казалось бы, при таких низких закупочных ценах молоко, масло и сыры в наших магазинах тоже должны стать более доступными. Однако потребительские цены ведут себя парадоксально, говорит Виктория Арсеева: на прилавках «молочка» нисколько не дешевеет.
Если обычное молоко ещё можно «ухватить» по акции по 70-80 рублей за «почти литровую» бутылку, то нормальное сливочное масло и сыр чуть вкуснее пластилина как были на вес золота, так и остались. Самое обидное, что все «сливки» с розничных цен снимают не производители молока, а «Пятёрочки» и «Ашаны».
Цены не упадут и в обозримой перспективе, прогнозируют эксперты. Максимум, на что можно надеяться — что они хотя бы не будут расти космическими темпами, предполагает Бабкен Испирян.
Заграница нам поможет?
Самое печальное, что способа быстро решить проблему не знают даже специалисты. Наиболее логичное решение — прямые субсидии от государства, которые позволили бы фермерам «поддержать штаны». Виктория Арсеева полагает, что эта мера может сработать. Но с ней согласны не все эксперты. Так, глава Ирбитского молочного завода Григорий Бачериков считает, что проблема слишком серьёзна и глобальна, чтобы её можно было решить вливаниями денег — скорее всего, субсидии просто отсрочат негативные последствия.
Еще один возможный выход — поиск новых рынков сбыта за рубежом. «Многие крупные агрохолдинги стараются переориентироваться на экспорт, пытаются выходить на Индию, Китай», — рассказал 78.ru Михаил Лачугин. Но проблема в том, что на это способны лишь крупные игроки, большие молокоперерабатывающие предприятия. Но что делать небольшим хозяйствам, которые заведомо не могут конкурировать с гигантами?
Как вариант, фермерам предлагают перерабатывать свою продукцию самостоятельно. Действительно, со стороны может показаться, что логично было бы научиться делать и продавать свой сыр, масло, сливки, йогурты, чтобы не зависеть больше ни от переработчиков, ни от ритейлеров. Тем более что качество молочной продукции в сетевых магазинах оставляет желать лучшего. Но не всё так просто и далеко не каждое хозяйство может себе позволить это.
«Переработкой мы не можем заниматься, слишком много надо инвестировать, выходить на рынок, это всё сложно и долго», — объясняет наш собеседник из Киришского района. По словам Александра Москвина, максимум, на что он способен — это продавать молоко на разлив. «Мы недавно закупили пастеризатор, какой-то объём сможем в бутылки разливать и продавать. Может, как-то выкрутимся», — без особого энтузиазма добавляет фермер.
Вместо этого, говорят производители, лучше бы власти боролись с фальсификатами молочной продукции, а также ввели временный запрет на импорт сухого молока. Ведь как минимум странно напичкивать йогурты, творожки и сырки вредными заменителями и пальмовым маслом, когда Россия буквально утопает в молочных реках. А между тем доля этих «химозных» суррогатов на прилавках просто зашкаливает.
Гиганты «задавят» фермеров
Что же ждёт отечественных производителей молока, если ситуация не изменится в корне? К сожалению, перспективы более чем печальные. «Боюсь, что к концу года мы некоторых локальных производителей можем недосчитаться», — прогнозирует Михаил Лачугин.
Как скажется вся эта ситуация на кошельке конечного потребителя, предугадать сложно. Но всё же, по мнению Михаила Лачугина, цены на масло, молоко и сыры в обозримом будущем вряд ли сильно вырастут. Производители при всём желании не смогут значительно поднять стоимость продукции, поскольку её и по текущим ценам не покупают.
По мнению эксперта, уже совсем скоро на рынке неминуемо произойдёт своего рода «естественный отбор», результатом которого станет монополизация отрасли. То есть львиная доля небольших частных фермерских хозяйств, так бодро стартовавших пару лет назад, просто перестанет существовать. А рынок окончательно подомнут под себя крупные федеральные торговые сети, и в этом нет ничего хорошего, убеждён Михаил Сергеевич.